БОЛЬШАЯ СТРАНА  

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Уральский ФО >>> Челябинская обл.
 

Россия — огромная страна. Древняя и современная история ее — как история отдельных ее частей, так и история отдельных народов — сложна. Но, одновременно — и чрезвычайно увлекательна. Интернет-конкурс «7 чудес России» возник в противовес европейскому «Семь новых чудес света». Своих претендентов выдвинул не только каждый федеральный округ, но и регион. Объекты, претендующие на «чудеса света» нашлись и в Уральском Федеральном Округе, причем добрая половина из них располагается в Челябинской области — Аркаим, озеро Зюраткуль, Ильменский заповедник, национальный природный парк «Таганай», Челябинский краеведческий музей.

Челябинская область расположена на Южном Урале. Она занимает территорию 88,3 тыс. квадратных километров. Более трех четвертых ее территории лежит в степном и лесостепном Зауралье, около одной четверти заходит в пределы горно-лесного Урала. Челябинская область отличается большим разнообразием природных, прежде всего, почвенно-климатических условий и исключительным богатством своих недр, вод и лесов.

Великая тайна Аркаима

Желтое солнце освещает последними лучами необъятные, волнистые просторы величественной степи. Очень скоро оно скроется за низкой горой, и повсюду воцарится полумрак. Неподвижный воздух насытится сгущенным ароматом полыни и степных трав. На небе выступит невообразимое количество звезд и все вокруг замрет в величественном покое… А пока косые лучи еще контрастней высвечивают на древней поверхности степи какие-то необычные, полузаросшие травой огромные земляные круги правильной формы. Великая Тайна — это ощущение сразу овладевает нашим умом…

Южный Урал. Степь с пестреющими зеленью островками березового леса, да скалистые горы, которые под прессом миллионов лет превратились в невысокие, покатые холмы. Начиная с 1952 года были получены уникальные данные аэрофотосъемки, а позже и спутники передали на Землю фотографии нескольких необычных кругов, отчетливо выделяющихся на поверхности степи. Искусственное происхождение этих кругов ни у кого не вызывало сомнений. Тогда никто точно не мог сказать, что же это такое. Круги пока оставались загадкой. К тому времени в научных и оккультных кругах вовсю разгорался спор о том, где же искать родину индоевропейцев, где же тот исток, откуда произошли многие народы Евразии. Ведь уже давно стало ясно, что у многих европейских народов, а также у народов Индии, Персии и большей части Азии когда-то был единый источник — загадочный народ, «праиндоевропейцы». Изучались древние источники, легенды, сказания, снаряжались экспедиции на Урал, Тибет, в Алтай и т.д. Многие мечтали найти остатки страны, где жила легендарная белая Арийская раса. Души и умы людей стремились к истинному, глубокому осознанию своих истоков.

Как всегда все великое приходит неожиданно, и, как правило, оттуда, откуда и не ждешь. В 1987 году аркаимская долина на Южном Урале должна была быть затоплена с целью создания водохранилища для орошения засушливой степи. Здесь, в самом сердце долины и находились те самые загадочные круги. Вскоре после того, как лопатка археолога вскрыла несколько деталей непонятных кругов, стало ясно, что это настоящая сенсация! Сразу же началась борьба за спасение Аркаима — так назвали остатки величественного города, коим оказались эти загадочные круги. И — ни много, ни мало — это были остатки города, где когда-то жила та самая легендарная арийская раса. Оказалось, что возраст Аркаима почти 40 веков…

На спасение Аркаима поднялась вся общественность. Руководитель уральской археологической экспедицией, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и этнографии Челябинского Государственного Университета едет в Москву. Рискуя своей карьерой и ученым именем он добивается, чтобы строительство почти завершенной плотины на реке Большая Караганка было прекращено. Случилась вещь почти нереальная — остановилось многомиллионное строительство ради археологической находки!

Круги на Земле

…Пролетая над Аркаимом на вертолете у вас перехватывает дыхание! Два огромных концентрических круга четко видны на ровной степи. Удивление, смешанное с восхищением и ожиданием приобщения к Тайне. Сорок веков, четыре тысячи лет… Исток цивилизации? Быть может, как гласят древние легенды, в то время жили «боги» среди людей? (Но это были не боги, а потомки падших ангелов, как гласит Библия Бытие глава 6).

Архитектура Аркаима ничуть не менее сложна, чем архитектура Крита. Аркаим — это 18 век до н.э. Это современники Крито-Микенской цивилизации, это среднее царство Египта, в общем, это очень далекая древность. Аркаим являлся не только городом, но еще и храмом, и астрономической обсерваторией! Он имел форму круга, наружным диаметром около 160 метров. Окружал его 2-х метровый обводной ров, заполнявшийся водой. Внешняя стена очень массивная. При высоте 5,5 м она имела пятиметровую ширину. В стене были обозначены четыре входа. Войдя в город, мы попадаем на единственную кольцевую улицу, шириной около 5 метров, отделявшую примыкающие к внешней стене жилища от внутреннего кольца стен. Улица имела бревенчатый настил, под которым, по всей ее длине была вырыта 2-х метровая канава, сообщающаяся с внешним обводным рвом. Таким образом, город имел ливневую канализацию — излишки воды, просачиваясь сквозь бревенчатую мостовую, попадали в канаву и затем во внешний обводной ров. Все жилища, примыкавшие к внешней стене, как дольки лимона, имели выходы на главную улицу. Всего жилищ внешнего круга было обнаружено 35. Далее мы видим загадочное кольцо внутренней стены. Она была еще массивнее внешней. При ширине 3 метра она достигала 7-ми метровой высоты. Эта стена, по данным раскопок не имеет прохода, кроме небольшого перерыва на юго-востоке. Таким образом, 25 внутренних жилищ, идентичных жилищам внешнего круга, становятся практически изолированными от всех высокой и толстой стеной. Чтобы подойти к маленькому входу во внутреннее кольцо, нужно было пройти по всей длине кольцевой улицы. Это преследовало не только оборонительную цель, но и имело скрытый смысл. Входящему в город нужно было пройти путь, который проходит Солнце.

И наконец, венчает Аркаим центральная площадь почти квадратной формы, примерно 25 на 27 метров. Судя по остаткам костров, расположенных в определенном порядке, это была площадь совершения религиозных ритуалов. Восхищает инженерный гений древних строителей. Аркаим строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, причем с точностью сориентированный на астрономические объекты. Рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаим, представляет собой свастику.

Свастика (санаскр. — «связанная с благом», «лучшая удача») — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся с древности у многих народов мира. Индия, древняя Русь, Китай, Египет и даже государство загадочных Майя в центральной Америке — вот неполная география этого символа. Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика, как считают многие суеверные люди — символ Солнца, удачи, счастья, созидания. Однако, использование свастики не помогло в достижении целей самой одержимой личности (известно какой), не поможет она и другим, кто надеется на тайные символы, удачу, везение вместо того, чтобы воспользоваться советами из самого мудрого источника — Слова Бога и, применив их на практике, достичь истинного успеха.

1919 год, гражданская война. В одной из разрушенных усадеб офицер царской армии подбирает с пола несколько старых, потемневших деревянных табличек, испещренных непонятными письменами. Только спустя несколько лет становится ясно, что это величайшая находка, открывающая нам неизвестные доселе факты из истории древнейшей Руси. Это была Велесова Книга. Написана она была Новгородскими волхвами в IX веке н.э., но описывает события очень большой давности — рубежа III и II тысячелетия до нашей эры! «…Мы пришли из края зеленого. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра — реки. Так род славен ушел в земли, где Солнце спит в ночи… Мы сами арии, и пришли из земли арийской…» — так повествует Велесова Книга. «Ра» — древнее название реки Волги. Из зеленого края, находящегося где-то к востоку от Волги, предки древних русичей шли на запад, вслед за Солнцем. Шли и на территорию восточной Европы, давая начало многим народам, которых мы сейчас называем «индоевропейцы». Теперь уже становится ясно, почему такое сходство у индийских и русских народных мотивов, почему так схожи древний санскрит и русский язык. Причем, похожи не только некоторыми словами, как многие языки мира. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структуры слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики.

Об этом поведали остатки древнего города Аркаим. Впереди третье тысячелетие, которое, если пожелает, откроет нам древнюю Гиперборею, Атлантиду и Лемурию, которое приблизит нас к пониманию многих загадок древности.

Другое чудо  — Зюраткуль

Челябинскую область считают озерным краем. Ее украшают более трех тысяч озер. Самые крупные и известные озера Челябинской области: Увильды, Аракуль, Аргазинское, Зюраткуль. Увильды — одно из самых популярных озер у отдыхающих. На озере расположено очень много турбаз. Если вы хотите отдохнуть с комфортом на песчаном пляже, переночевать в уютном домике и присутствие других отдыхающих по соседству вам не мешает, то смело можете ехать на Увильды и выбирать подходящую турбазу. Аракуль — небольшое озеро, находящееся в очень живописном месте рядом с самым высоким скальным массивом среднего Урала Аракульским. Аргазинское водохранилище (Аргази) — самый крупный водоем Челябинской области. На его берегу можно найти отличные дикие пляжи для стоянки.

Зюраткуль — самое высокогорное озеро на Урале. Находится в самом экологически чистом месте Челябинской области. На озере и в окрестностях можно наблюдать красивейшие горные пейзажи. Зюраткуль или Озеро-Зеркало — жемчужина края, Уральская Рица, уникальный природный объект. Оно является одним из самых примечательных памятников природы Урала не только российского, но и мирового уровня. Неповторима красота этого крупного горного водоема. Необычно высотное размещение, чистота и прозрачность воды. В окрестностях озера водятся самые крупные звери уральских лесов — медведь и лось.

Самый высокий хребет Челябинской области — хребет Нургуш. Средняя высота — 1200 м, максимальная  — 1406 м над уровнем моря, протянулся он на 50 км. На вершине хребта уникальное огромное горное плато, около 9 2км, самое крупное в области, с группировками тундровой растительности. Здесь же находится второй по высоте хребет Зюраткуль. Среди гор найден древний «палеовулкан», в жерле которого более 70 минералов и это на площади в 1 2км, что уникально для России.

Из озера Зюраткуль вытекает река Большая Сатка. За последние годы на берегу пресного и самого высокогорного озера Челябинской области археологи открыли 12 стоянок древних людей. Один из археологов рассказывает: «Я называю это озеро подобно Байкалу  — Священный Зюрат. В древние времена на его берегах жило несколько больших семей одного племени. К этому выводу я пришел, наблюдая ночью костры туристов и рыбаков на побережье Зюраткуля. Видимость — исключительная, расстояние по берегу — небольшое, не более пяти километров. Вряд ли племя допустило бы появление на Зюраткуле чужаков».

По тропинкам, по лесам поднимитесь к небесам

И на озере Зюраткуль подивитесь чудесам!

В елках плечи синих гор, елки рвутся на простор:

Та спустилась с косогора, та — взошла на косогор.

Эта — в шелковой траве, как стрела на тетиве,

Оперенье на утесе, наконечник в синеве.

 

Кто росою подсветил мохом вышитый настил?

Кто в серебряную чашу сердце с горя опустил?

Там стрекозы воду пьют, там березы косы вьют,

Там ветра о гордом сердце песни давние поют…

 

Кондратковская Н. Г. «Сердце-озеро»

База отдыха «Зюраткуль» превратилась в настоящий высокогорный курорт европейского класса. Гостям предлагается размещение в деревянных VIP-домиках, оборудованных по высшему разряду, либо в номерах гостиницы эконом-класса. Сотрудники базы гарантируют полезный и увлекательный отдых для всех. В распоряжении туристов — квадрициклы, снегоходы и русские тройки. Для любителей  — конные маршруты и катание на пони. Летом — пешие, зимой — лыжные походы и восхождения на уникальные хребты Лукаш, Нургуш и Зюраткуль, знаменитый своими пещерами, гротами и скальными останцами Медведи, Голая Сопка и Столбы. Экзотикой для Южного Урала станут гонки на собачьих упряжках. Для этого закуплены уникальные собаки — длинношерстные лайки и хаски. На территории базы отдыха создан свой зоопарк, в котором уже живут бурый и гималайский медведи, волк, северные и пятнистые олени, а также кролики и овцы. В общий ансамбль базы отдыха вливается и городок древних мастеров — настоящий парк бронзового века. Его посетители узнают не только о том, как в разные исторические эпохи древние уральские металлурги плавили медь, а гончары изготавливали глиняные горшки, но и смогут сами почувствовать себя древними мастерами.

Музей на природе

История исследования Ильмен началась более 200 лет назад, когда стало известно России и Европе о богатстве и своеобразии Ильменских гор. Ильменский государственный заповедник — один из первых национальных заповедников России. По декрету, подписанному 14 мая 1920 года Председателем Совета Народных Комиссаров Ульяновым (Лениным), Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником. А с 1 декабря 1935 года охране подлежат не только минералы, но и растительный и животный мир заповедника. Ильменский заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте к северо-востоку от города Миасс. Располагаясь в подзоне сосново-березовых лесов, заповедник занимает площадь 30,4 тыс. га. Уникальный геолого-минералогический комплекс Ильменского заповедника насчитывает 362 минерала, растительные и животные сообщества. Из-за пограничного расположения (на стыке лесной и лесостепной зон) здесь наблюдается высокий уровень видового разнообразия. Заповедник имеет мировую известность, особенно среди геологов-профессионалов и любителей минералов; нет ни одного крупного минералогического музея мира, который не имел бы образцы с Ильменских гор.

«Ильменские горы» удовлетворяют следующим критериям: представляют собой выдающийся образец, отражающий основные этапы геологической истории земли, прямо связаны с открытиями мирового значения в науке; в мире нет участка равного по своей научной ценности. Здесь, как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшие и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, арабский камень, амазонит, гиацинт, аметист, опал, морион, топаз, шерл и многие другие. Всемирную славу принесли находки драгоценных кристаллов фенакита, сапфира, берилла, циркона и многих других. Копи, в которых они были обнаружены, расположены в основном в окрестностях Ильменского озера. Их в заповеднике 30. Здесь на сравнительно небольшой площади обнаружено более 250 минералов — от обычных до редчайших, найденных в Ильменах, и нигде больше не встречающихся.

Уникальность Ильменского комплекса объясняется разнообразием слагающих его горных пород и прорезающей их густой сетью пегматитовых жил. Ильменские горы очень давно привлекали внимание уральцев. В 1780 году местный казак в одном из обнажений нашел голубой кристалл необыкновенной красоты. То был топаз. Эта находка была началом усиленной и беспорядочной добычи самоцветов в Ильменах. Склоны гор были изрыты сотнями канав, траншей, ям, штолен, дудок. За полтора столетия со времени открытия первого топаза в Ильменских горах возникло несколько сотен копей. Беспорядочная добыча привела к истощению запасов, а некоторые камни исчезли совсем. За этот период в Ильменах было добыто много топазов, аквамаринов, гранатов, турмалинов, амазонского камня и открыто множество новых минералов. На площади 150 2км обнаружено 144 минерала — 1/20 часть всех минералов Земли. Такого разнообразия минералов на небольшой площади нигде в мире больше не встречается. Объявление Ильмен заповедником положило конец истощению их недр.

Гордость заповедника — его естественно-исторический музей, в котором представлен этот уникальный комплекс. Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный, для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала. В растительном покрове преобладают сосновые и сосново-березовые леса, луга, болота и степи. В составе флоры около 1200 видов. Фауна представлена 48 видами млекопитающих, 163 птиц, 6 рептилий, 3 амфибий. Отмечено гнездование лебедя-кликуна, серого журавля. Обычны рысь, волк, глухарь, серая куропатка и другие.

Национальный природный парк «Таганай»

На территории города Златоуста и Кусинского района располагается национальный природный парк «Таганай». Его площадь составляет 56,1 тыс.га. Это природные комплексы, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. На территории парка более 10 памятников природы, произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих. Парк «Таганай» — один из самых молодых национальных парков России. Парк находится в одном из наиболее уникальнейших уголков Южного Урала — в районе Таганайского горного узла, чуть севернее старинного уральского города Златоуста. Живописность и неповторимость горных пейзажей хребтов Юрмы, Таганая, Ицыла отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свои красоты эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их «Русской Швейцарией» и «Уральским Тиролем». Но не только в этом уникальность национального парка «Таганай». Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы — горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. На территории национального парка находятся старинные минеральные копи, богатства которых представлены в коллекциях многих минералогических музеев, как в России, так и за ее пределами. Здесь, на относительно небольшой площади, встречаются растения и животные, характерные для Центральной полосы Европейской части России, Русского Севера, Поволжья, Урала, Западной и Центральной Сибири, Казахстана. Словом, национальный парк «Таганай» — это маленькая горная страна со своими вершинами и межгорными долинами, стремительными горными речками и топкими болотами, тундрами и малой тайгой.

Памятники природы национального парка «Таганай»

Гора Двуглавая (1034 м и 1041 м) — первая с юга вершина хребта Большой Таганай. Одна из голов горы носит названия «Перья» за сходство с крылом летящей птицы, а другая — «Бараньи Лбы», покатостью скальных склонов напоминает таковых. Обрамленная густым ельником, вершина горы изобилует скальными выступами значительных размеров, узкими распадками с березовым криволесьем и россыпями громадных глыб белоснежного кварца, обломки которого слагают ложе горного родничка у восточного подножья сопки. Отсюда его название — Белый ключ. Вода в роднике кристально-чистая, а по мягкости не уступает талой снеговой воде.

Гора Откликной Гребень (1155 м) — вторая вершина Большого Таганая к северу от Двуглавой. Гора названа так за способность отражать 7-8 ми кратное эхо. Гребень выделяется в системе гор как спина гигантского окаменевшего дракона, с высотой скал до 150 метров. Рассеченный глубокими трещинами каменный исполин представляет собой фрагмент западного крыла Таганайской антиклинальной складки, с почти вертикальным залеганием кварцевых пластов.

Гора Круглица (1178 м) — высшая и центральная точка Большого Таганая, тупоконическая вершина которой сложена массивными каменными глыбами, вес которых может достигать несколько десятков тонн. Северное плечо горы представляет собой почти идеально плоскую площадку на высоте около 1100 м, затянутую горной тундрой с произрастанием голубики ряда эндемичных и реликтовых видов.

Долина сказок — скалистая седловина между Откликным гребнем и Круглицей. Представляет собой уникальный участок подгольцового низкорослого темнохвойного леса паркового типа, из которого в различных местах поднимаются зубцы причудливых каменных останцев. Своеобразие создают и «песочные дорожки» выветрелых пород, и поляны с пестрым ковром из водяники, брусники, голубики, и крутые обрывы, поросшие лесом и лугами.

Большая каменная река — хаотическое нагромождение огромных валунообразных обломков кварцев, содержащих авантюрин. «Река» имеет в длину более 6 км при ширине от 100 м до 800 м и «течет» в распаде между Двуглавой и Средним Таганаем. Авантюрин — кварцит светлых, розовых, медовых оттенков и густо-вишневых, бурых цветов с включением чешуек слюды, гематита и ильменита, создающих неповторимую игру таланаита (местное название авантюрина). Это уникальное месторождение является национальным достоянием, тем более что, подобное ему по размерам и красоте камней известно только в Индии и нигде более на земном шаре.

Гора Дальний Таганай (1112 м) — северная оконечность хребта Большой Таганай. Центральную плоскую часть вершины Дальнего занимает обширная тундра с расположенной здесь старейшей метеостанцией «Таганай — гора». Тундровый ландшафт оконтуривают причудливые скальные останцы, переходящие через распадок в километровый массивный гребень, уходящий своими южными отрогами в долину реки Малый Киалим.

Гора Ицыл (1049 м) — «вечный ветер» — южная вершина хребта Ицыл. Многовековое истребление лесов на планете для древесного производства и лесозаготовок привело к исчезновению девственных насаждений и поэтому чудом сохранившиеся реликтовые ельники восточного склона Ицыла представляют собой национальную ценность.

Чудесный город Челябинск

Челябинск — это один из крупнейших городов России, расположенный на восточном склоне Уральских гор, на границе с Западно-Сибирской низменностью, на берегах реки Миасс. В настоящее время этот город — важный промышленный центр, крупный торгово-транспортный узел общегосударственного значения, через который проходят одни из главных автомобильных и железнодорожных путей, соединяющих центральную часть России с Сибирью.

Челябинск был основан в 1736 году, во время башкирских восстаний, как крепость — для обеспечения надежности государственных границ и установления торговых отношений с Индией и Средней Азией. Этот город сыграл значительную роль как опорный пункт при дальнейшем исследовании и освоении Сибирских земель. В XIX веке это был тихий уездный город с вяло текущей экономической и культурной жизнью. Переворот в развитии города свершился в конце XIX века, в связи со строительством Сибирской железной дороги от Самары до Омска через Уфу-Златоуст-Челябинск. К началу ХХ века город становится крупнейшим торгово-посредническим центром России.

Центр города — площадь Революции. К площади сходятся несколько улиц: Цвиллинга, Кирова (по-народному — Челябинский Арбат), Воровского, через площадь проходит проспект Ленина — главная улица города. Собственно площадь, еще с пятидесятых годов охраняемая с высоты самим Владимиром Ильичом, представляет собой просто большое открытое пространство, где устраиваются митинги, парады и проч. Однако к площадному комплексу относится также сквер с большим фонтаном, постоянно действующим в летнее время. С противоположной стороны сквера, на южной границе площади находится достаточно красивое здание Драмтеатра им. С. М. Цвиллинга.

Побродив по Челябинскому Арбату и вернувшись на площадь Революции, можно направить свои стопы в Городской сад им. А. С. Пушкина, который располагается сразу за Драмтеатром. Очень популярное место цивилизованных горожан: красивые парковые дорожки, симпатичные фонтаны, и конечно же, множество аттракционов. Также в городском саду располагается несколько площадок, поэтому здесь периодически проводятся какие-нибудь бесплатные и достаточно интересные мероприятия вроде международного джазового фестиваля или фестиваля бардовской песни

Еще одна достопримечательность города  — парк им. Ю. Гагарина, плавно переходящий в городской бор. В парке множество красивых карьеров, образующий целый водяной лабиринт среди сосен и гранитных скал. Через городской бор проходит «Детская железная дорога», на которой практически весь железнодорожный персонал — дети: и машинисты, и проводники!

Улица Кирова, отходящая от площади Революции, — одна из старейших улиц города. Ранее здесь располагались дома именитых купцов, многочисленные купеческие лавки; многие из старинных домов позапрошлого века сохранились и по сей день. Улица Кирова по-прежнему играет значительную роль в торговой жизни города: от реки Миасс и до самой площади Революции ее лицо — магазины, супермаркеты, банки и т.п. Кировка или Челябинский Арбат — пешеходная улица в центре Челябинска, которая получила свое «второе название» от уже ставшего нарицательным названия московского Арбата.

Челябинский Арбат

Среди претендентов на победу в конкурсе «7 чудес России» была и эта одна из самых знаменитых Челябинских достопримечательностей — улица Кировка, превратившаяся из популярной улицы модных магазинов в настоящую зону отдыха. Улица Кировка — любимая всеми челябинцами улица. Это раньше челябинцы звали ее Челябинским Арбатом, а с 2004 года она приобрела новое официальное имя — Культурно-досуговый комплекс «Кировка». Именно Кировка положила начало всему Челябинску, именно она была одной из первых в городе и от нее стали расти все остальные улицы. Два столетия назад здесь проходил Уфимский почтовый тракт. А теперь — много красивых бронзовых и чугунных скульптур и фонтанов. На этой улице расположены магазины, бутики, а также уютные кафе и прочие места развлечений. На ней же находятся главпочтамт и нулевая верста.

И вот мы на Кировке. Первое, что видим, здание Законодательного собрания Челябинской области. Между прочим, сто лет назад это было самое денежное здание Челябинска. Здесь размещалось Челябинское отделение Государственного Банка Российской империи. Дом построили специально для банкиров, учитывая специфику их работы. В 1938 году пришлось надстроить два этажа, но уже для обкома КПСС, приемником которого стало ЗСО.

Сразу за ЗСО — кинотеатр «Знамя». Этот дом был возведен для оптовой торговли и складских помещений. А архитектурный стиль именуется неоклассицизмом с элементами модерна, который характеризуется проявлением ретроспективных тенденций и форм классицизма с использованием стилизованных декоративных элементов и применением новых строительных материалов. Двухэтажное здание выполнено из кирпича, южная стена — из бута. Лицевая (уличная) сторона разделена по вертикали на три части и завершена прямым аттиком. По всему фасаду проходит широкий фриз с филенками. Боковые участки здания, увенчанные башнями, акцентированы различными деталями: на первом этаже — арочными проемами с каннелюрованными пилястрами по бокам и профилированными архивольтами; на втором этаже — тройными прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Башни над боковыми частями здания с имитацией под черепицу завершены металлическими коваными флюгерами, на которых выбита дата строительства. Карнизы башен с акантами выполнены в технике штамповки. Есть также овальные люкарны в наличниках барочной формы. Висящая на фасаде табличка гласит, что здание является памятником архитектуры с 1977 года. А пройдя, вдоль строения, мы увидим мемориальную доску: «Здание принадлежало городскому голове А. Ф. Бейвелю…». Кстати, Александр Францевич Бейвель единственный в истории Челябинска три раза подряд избиравшийся городским головой.

А вот и дом (магазин) купца Валеева. Сегодня здание известно, как «Молодежная мода». В начале ХХ века это было одно из крупнейших торговых заведений дореволюционного Челябинска. Здание выстроено в стиле модерн — из одинаковых элементов состоят капители пилястр, близки по очертаниям (в виде бича) парапетные решетки магазина и декоративные элементы. Магазин был оборудован по последнему слову техники. В его подвальном этаже располагалась электростанция, обеспечивая автономным освещением. Магазин торговал золотыми и серебряными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, граммофонами, канцелярскими товарами и т.д. После революции 1917 года он закрылся. В разные годы в здании магазина размещались Центропечать, Гостипография, текстильный синдикат, Клуб коммунальников, городской универмаг.

Из современных зданий памятником конструктивизма на Кировке является корпус Главпочтамта, построенный в 1936 году. Оно было построено на применении новейших достижений в технике и технологии строительства того времени (свободный, рациональный план; простые, геометризованные объемные формы, полное отсутствие фасадного декора, ленточное или сплошное остекление). Сегодня это здание является памятником архитектуры местного значения.

Чуть дальше художественная лавка, памятная доска на которой сообщает, что здесь до революции был дом купца Закира Зилятдиновича Ахунова, в котором размещался магазин колониальных и восточных товаров. Место под строительство двухэтажного здания он выкупил у купчихи Зелениной. Сам Ахунов осуществлял оптовую и розничную торговлю мануфактурным товаром в Челябинске.

Яркой точкой Кировки стоит здание Концертного зала имени Прокофьева, которое, возможно, территориально к прогулочной зоне и не относится, но пройти мимо просто невозможно. В 2006 году в центре Кировки было возведено высотное офисное здание-небоскреб. Кировка — наиболее популярная в настоящее время достопримечательность Челябинска, основное место прогулок. Все гости города теперь фотографируются именно здесь. Сам по себе Челябинский Арбат довольно красив, дополнительный колорит Арбату придают многочисленные уличные скульптуры: нищий напротив банка, городовой, гитарист, купец в бричке, пожарная карета, верблюд, модница у зеркала, художник, рисующий ваш портрет в кривом зеркале и т.д. Побывайте там — весьма симпатично и интересно!

Таланты земли уральской

Уральская земля богата талантами. Яркий тому пример — бессмертные произведения Сергея Герасимова, режиссера, прекрасного сценариста и блестящего актера. В его родном селе Кундравы Челябинской области открылся музей Герасимова, в залах которого сегодня насчитывается уже более 10 тысяч экспонатов. «Историю нашей страны, нашей эпохи будут изучать по фильмам Герасимова», — уверены его ученики.

Сергея Аполлинарьевича с детства окружала прекрасная природа — красоты Урала, а его няня, Наталья Евгеньевна научила мальчика удивительному качеству — внимательно слушать своего собеседника. Позже, став уже признанным мастером, он будет также внимательно слушать молодых актеров, принимая во внимание все их реплики и замечания. Герасимов всегда был в окружении молодежи, потому что сам всегда был молодым по духу. Он учил своих воспитанников любить людей, и даже будучи знаменитым никогда не изображал из себя великого. Все студенты ВГИКА мечтали хотя бы один раз сняться в его фильме, пусть даже в самом маленьком и незначительном эпизоде. Просто они хорошо знали «золотое правило»,  — тот актер, кто хотя бы однажды снялся у великого мастера, потом будет обязательно востребован в кинематографе. Сергей Герасимов был своего рода защитной гарантией для актера в его дальнейшей судьбе. Его учениками были такие мастера как Жанна Болотова, Сергей Никоненко, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Лидия Федосеева-Шукшина, Борис Токарев, Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко, Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова, Лариса Удовиченко и другие.

В общей сложности, начиная с 1944 года, Сергей Герасимов выпустил более 100 актеров, и столько же режиссеров, которые сегодня продолжают дело, начатое их учителем, посвящая его памяти свои яркие работы в кино. «Когда он шел навстречу — мы расходились»,  — вспоминает Людмила Гурченко. «Это был человек-глыба или гора по сравнению со многими другими людьми. В нем было столько мощи и целенаправленности, он умел прощать и защищал свои творения, как мог», — добавляет Роман Урсуния, который проработал с Сергеем Аполлинарьевичем много лет. Спросите сегодня любого выпускника мастерской Герасимова — какое у него любимое кулинарное блюдо. И каждый из них не задумываясь ответит: «герасимовские пельмени». Да, его бывшие ученики прекрасно помнят те времена, когда во главе с Герасимовым они увлеченно лепили пельмени всей группой, объединенные одним полезным делом. Эти «посиделки» были оригинальным продолжением системы обучения. «Мне посчастливилось пять лет общаться с мастером. Он не щадил время и щедро дарил его нам, — вспоминает заслуженный артист России Борис Токарев.  — Он давал нам крылья, раскрывал новые горизонты. Как важны были эти крылья молодым!»

А в редкие минуты отдыха Сергей Аполлинарьевич любил порыбачить или побродить по лесу, собирая грибы. А еще он любил стихи. Кто хотя бы однажды слышал, как Сергей Аполлинарьевич читает стихи, застывал в изумлении и восхищении — Герасимов обладал поистине фантастической памятью — он знал наизусть великое множество стихов и прекрасно их читал, ему был свойственен полет души. Но помимо стихов Герасимов был в курсе всех литературных новинок  — он хорошо говорил про писателя любой страны. А, учитывая, что в его группе обучались студенты из разных стран и бывших союзных республик, то такая осведомленность мастера вызывала у них только восторг и уважение. «Наш Аполлинарьевич» — так ласково звали его ученики. Герасимов учил их любить и чувствовать жизнь.

В 1957 году Герасимов снял фильм «Тихий Дон». Когда картина вышла на экраны, то ее посмотрели более 47 миллионов человек. Это был рекорд рекордов. «Я узнала о Герасимове после войны, когда увидела «Молодую гвардию», — рассказывает Эллина Быстрицкая. — На съемках «Тихого Дона» я попала в удивительное содружество людей. Любого актера Герасимов мог так настроить на роль, чтобы его эмоциональная волна была направлена туда, куда надо режиссеру и партнеру».

Свой последний фильм Сергей Аполлинарьевич снимал о писателе Льве Толстом. К тому времени Герасимов сам был в возрасте Льва Николаевича. Фильмы выдающегося мастера отечественного кино Сергея Аполлинарьевича Герасимова еще послужат людям, потому что они искренние и наполнены уважением и любовью.

Областной краеведческий музей

Челябинский краеведческий музей — уникальная сокровищница историко-культурного и духовного наследия края. В нем более 300 тысяч единиц хранения. На 4 тысячах квадратных метров экспозиции представлена вся история, культура и быт народов Южного Урала. Сегодня нигде в России нет музея такого уровня. Само здание челябинского музея, его размеры восхищают даже европейских специалистов. Он оснащен самым современным техническим оборудованием, а его инфраструктура отвечает требованиям музея III тысячелетия. Челябинская область накопила уникальный исторический и культурный материал. Поэтому, этот музей необходим не только для того, чтобы хранить экспонаты, но и передавать опыт наших предков подрастающему поколению.

На месте, где сейчас построено новое здание музея, в XVIII веке была заложена крепость, ставшая впоследствии Челябинском. Музей также имеет очертания крепости. Здание объединило в себе европейское и восточное архитектурное наследие. При этом музей современен во всех отношениях — при оформлении экспозиций музея использовалось нестандартное уникальное оборудование, современные интерактивные мультимедийные технические средства: два больших экрана, звук — dolby surround. Такие технические новинки пока большая редкость в музеях России. На экранах природа и история Южного Урала оживает: на экране, расположенном на полу, плещется чистейшая Тургоякская вода, от шагов по воде идут круги и расплываются рыбки, на большом экране, расположенном на стене, синеют горы, шумит ветер, поют птицы. Затем изображение меняется, и можно постоять в центре огнедышащего вулкана прямо на раскаленной лаве и видеть на экране древние катаклизмы, приведшие к образованию Уральских гор или увидеть археологический раскоп, расположенный в степи.

Среди технических «изюминок» музея — плазменные панели и так называемые «сенсорные киоски». Они позволяют посетителям самостоятельно найти информацию о любом экспонате и даже найти книгу в местной библиотеке. Кроме того, южноуральцы могут прикоснуться к электронной карте Челябинской области и узнать, какой в конкретном месте расположен населенный пункт, сколько в нем жителей и какие национальности проживают на его территории.

В музее действуют постоянные экспозиции. В зале природы Южного Урала представлены образцы горных пород и минералов, зоологические и ботанические коллекции, археологические материалы разных эпох. В «Детском музее» ребята в игровой форме изучают историю и культуру родного края. Разработаны образовательные программы для детей дошкольного возраста, для учащихся начальной школы, для учеников 5-7-х классов. Для студентов проводятся тематические экскурсии на выставках. Образовательные программы и тематические экскурсии проводятся в сотрудничестве с детскими фольклорными и танцевальными коллективами, национальными культурными центрами, преподавателями вузов города и другими специалистами.

Третий зал стал самым современным в новом краеведческом музее. Он посвящен истории края в ХХ веке. Сейчас музей готов показать зрителям все, чем жил Южный Урал в последние несколько тысячелетий, начиная с образования Уральских гор и заканчивая советской авоськой с молочными бутылками. Перед входом в зал современной истории — фотоэкспозиция. Фотография, беспристрастно запечатлевшая челябинские улочки начала и середины прошлого века — естественный символ времени и показатель музейной объективности. И мир вещей из основной экспозиции словно списан с фотографий тех лет. В начале зала — довольно точная стилизация неширокой торговой улицы. Модный дом дамского белья от мадам Петуховой: изящные панталоны с кружевными оборками оценят и нынешние модницы. «Громадный выбор посуды» предлагают унылые по нынешним временам рекламные листовки фарфоровой лавки Авдеева. В соседнем «магазине» — серебряные чайнички и огромных размеров самовар. По музейной улице прогуливаются элегантный господин в котелке и мадам с зонтиком-тросточкой. Их костюмы будет любопытно сравнить с пестрыми платьицами, в которых ходили красавицы полвека спустя.

Половина зала отведена послевоенному времени. Здесь все или почти все приметы тогдашней жизни — и активное строительство в центре Челябинска, иллюстрированное макетами, к примеру, старых трамваев с деревянными сиденьями. И ожоговый центр в 1960-е годы, и спартакиада, и школа, и ансамбль танца «Урал» со своими первыми номерами. И отдельная маленькая витрина — кухня 1960-х: холодильник, табуретка, комод и алюминиевые чайники, знакомые половине нынешних челябинцев, уже стали музейными экспонатами. Заканчивается история ХХ века, по музейному времени, 1986 годом. Последний экспонат, завершающий развитие истории Южного Урала — знаменитая когда-то авоська, с пустыми бутылками из-под молока и кефира.

На экране лопаты мелькают.

Стройка — в штурме ударных атак.

- Это техника съемки такая, —

Поясняет какой-то чудак.

 

Да вглядитесь вы зорче в эпоху,

Что легенды живые таит,

У грабарки побудьте немного —

Та телега в музее стоит.

 

Отскребли с нее глину и деготь,

Натянули на стойках канат,

Под табличкой «Руками не трогать!»

Уникальный застыл экспонат.

 

Нет, не все они глухи и немы —

Вещи, снимки, да грамот листы,

Да на блеклых страничках поэмы —

К нашим дням голубые мосты…

 

Кондратковская Н. Г. «Старая кинолента»

Древняя и великая, прекрасная Челябинская земля! И богата она удивительными памятниками прошлого — тут и окаменелые мамонты Богдановской стоянки, и заросшие ковылем и полынью стены Аркаима, и мягкие полусферы Кичигинских усыпальниц степных вождей и шаманов. Прекрасны высокие горы Челябинской области и ветреные степи, соленые озера и пойменные заросли — прекрасны так, что никаких слов не хватит для воспевания их красоты.



Челябинская область






© BigCountry, 2008–2018