БОЛЬШАЯ СТРАНА  

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — "СЕВЕРНАЯ ВЕНЕЦИЯ"

Туризм в России >>> Санкт-Петербург
 

Санкт-Петербург… Город имперской красоты и удивительного достоинства. Его очарованию поэт А. С. Пушкин посвятил строки:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

Кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, хранит в своей памяти воспоминания о «державном течении» одетый в гранит Невы, о пленительной и строгой красоте прославленных архитектурных ансамблей города, о всемирно известных сокровищах музеев. В мире имеется не много городов, которые за относительно небольшой срок существования вошли в число крупнейших городов мира и сыграли выдающую роль в отечественной и мировой истории. Санкт-Петербург — один из них.

Начало города

В конце XVII века развитие России сдерживалось отсутствием у нее выхода к морю. Мечтой молодого русского царя Петра I было «прорубить» для России «окно в Европу», открыв для страны выход к морю. На юге выход к Черному морю был отрезан Османской империей. Поэтому царь Петр обратил внимание на северные земли у Балтийского моря, находившиеся в то время во владении Швеции. Чтобы осуществить свою мечту, в августе 1700 года Петр объявил Швеции войну.

16 мая 1703 года в Петровском журнале значилось: «…16 день мая…крепость заложена и именована Санктпетербурх». Крепость стала на Заячьем острове и защищала устье Невы от шведов. Так волей Петра началась история города, названного Санкт-Петербургом в честь святого, носившего то же имя, что и царь,— апостола Петра. Датой основания города принять считать 16 мая 1703 года.

Рождение столицы

Пётр I ввёл запрет на строительство каменных домов во всей империи

В отличие от многих столичных городов Санкт-Петербург с самого начала планировался и строился так, чтобы стать величественной столицей. Невзирая на то, что выбранное для города место находилось на севере — Петербург лежит на той же широте, что и Гренландия, Аляска и Чукотка,— Петр I развернул здесь грандиозное строительство. В момент освоения города топкие, непролазные болота занимали большие площади. В Петербурге был выполнен такой объем работ по подсыпки грунтов, укреплению речных берегов и осушению застройки, какого не знала мировая градостроительная практика того и нашего времени.

Лес привозили с берегов Ладожского озера и из Новгорода. Чтобы был камень для строительства, Петр ввел особый налог: каждый житель страны, приезжавший в Петербург с товарами или грузами, должен был привезти с собой определенное количество камней. Петром I также был введен запрет на строительство каменных домов сначала в Москве, а потом и во всей империи. В результате в Петербург стекались безработные каменщики с разных концов страны.

Строительство города шло, как говорится в «Большой советской энциклопедии», «исключительными для того времени темпами». Уже вскоре были прорыты дренажные каналы, забиты сваи, появились улицы, дома, церкви, больницы и правительственные учреждения.

Северная столица

В 1712 году Санкт-Петербург становится блистательной столицей колоссальной империи

Столицей Петербург принято считать с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор.

Овладев выходами на Балтику, Россия вступила в круг северных стран — традиционных экспортеров леса, кожи, сала, рыбы, зерна, железа. Петербург стал крупнейшим центром внешней торговли России. К концу петровской эпохи отсюда вывозилась половина объема русского экспорта в Западную Европу.

В 1724 году из Москвы перевели важное государственное предприятие — монетный двор. В Петербурге и в окрестностях появились дворцовые мануфактуры.

Преодолев трудности

...ни Карл XII, ни Наполеон, ни Гитлер не мог захватить порт, построенный Петром на Балтийском море

Противники Петра не могли предположить, с каким упорством русские будут защищать свое «окно в Европу». В книге «Жизнь и мир Петра Великого» («Peter the Great — His Life and World») говорится: «С того дня, как Петр Великий впервые ступил на невские берега, эти земли и построенный на них город всегда оставались во владении России…на протяжении веков ни один из завоевателей, вторгавшихся в Россию с огромной армией,— ни Карл XII, ни Наполеон, ни Гитлер,— не мог захватить порт, построенный Петром на Балтийском море; город не сдался даже во время Второй мировой войны, когда войска нацистов 900 дней держали его в кольце блокады».

Напоминание о массовом подвиге, о жертвах блокады (более миллиона человек) — это грандиозный мемориальный некрополь, Пискаревское кладбище. Под длинными холмами братских могил с гранитными плитами покоятся и защитники города, и безымянные мирные жители, погибшие от голода и холода. Вход на кладбище отмечен — павильонами, на фризах которых помещены эпитафии М. А. Дудина. В павильонах развернута экспозиция; ее материалы повествуют о 900— дневной героической эпопее. На мемориальной площадке пылает Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле. На гранитной стреле высечены рельефы, изображающие защитников города. Рядом с кладбищем шумят сосны Пискаревского лесопарка.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, город был переименован в Петроград. С 1924 года, после смерти первого главы Советского государства В. И. Ленина, город получил название Ленинград. А в 1991 году, с распадом Советского Союза, городу было возвращено его первоначальное имя — Санкт-Петербург.

Вклад в мировую культуру и науку

В 1719 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России публичный музей...

В Петербурге активно развивается не только торговля, но и наука. 28 ноября 1717г. Петр подписал указ о создании при Адмиралтействе школ. Превращение Петербурга в ведущий центр страны и образовательный центр страны завершилось открытием в 1725 г. Российской Академии наук. В 1757 году в городе появилась Академия художеств. В XIX веке в ней учились такие русские художники, как Карл Брюллов и Илья Репин, получившие впоследствии международное признание. Санкт-Петербург всегда славился своими библиотеками, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, прежде всего Университетом. В 1719 году в городе открылся первый в России публичный музей —кунсткамера. Основана кунсткамера на базе личных коллекций Петра I. Музей размещался в Кикиных палатах, строительство которых было начато в 1714. В 1837 году открыта первая Российская железная дорога Санкт-Петербург — Царское село.

В 1738 году была открыта Танцевальная школа, давшая начало всемирно известной балетной труппе Мариинского театра. В городе появились многочисленные театры и концертные залы.

Санкт-Петербург также взрастил целую плеяду прославленных русских ученых, композиторов, поэтов и писателей. Среди них: лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (теория условных рефлексов); Д. И. Менделеев (периодическая система химических элементов); П. И. Чайковский (балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», знаменитая «Торжественная увертюра „1812“»); А. С. Пушкин («величайший поэт и основоположник современной русской литературы»); Ф. М. Достоевский («один из лучших прозаиков всех времен»).

В Петербурге 27 октября (8 ноября) 1883 года родился геохимик и минералог Александр Евгеньевич Ферсман. Всю свою жизнь Александр Евгеньевич Ферсман посвятил изучению богатств земных недр Родины. Детство Александра Ферсмана прошло в Крыму, где он много путешествовал и пристрастился к изучению горных пород и минералов. Это увлечение привело его в Московский университет. Учителем Александра Ферсмана был выдающийся ученый академик Владимир Иванович Вернадский.

В 1919 году Александр Евгеньевич был избран действительным членом Российской Академии наук. В 20—30—е годы ученый организовал ряд крупных экспедиций и в течение нескольких лет исследовал Хибинские горы на Кольском полуострове. Здесь были открыты большие месторождения апатитов — сырья для получения фосфорных удобрений, — имеющих огромное значение для хозяйства страны. В Мончетундре Кольского полуострова А. Е. Ферсман открыл медные и никелевые руды, у озера Имандра — железные руды.

Его экспедиции обнаружили залежи серы в пустыне Каракум, а в Кызылкумах открыли пегматитовые жилы с разнообразными редкими металлами.

Особое значение имеет четырехтомный труд академика А. Е. Ферсмана «Геохимия». Интересна его книга «Занимательная минералогия».

Можно сказать, все, что Петербург получил от Европы в самом начале своего становления, он обогатил и с щедростью вернул. Жители Петербурга вносили и продолжают вносить значительный вклад в мировую культуру.

Знакомство с Петербургом

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург самый большой город севера и, по всеобщему признанию, один из красивейших городов мира. Красота его торжественна, строга и одновременно лирична. Первые десять лет существования Санкт-Петербурга были отмечены стремительным ростом, так, что к 1714 году в нём насчитывалось уже около 34 500 зданий! Появляются великолепные дворцы, величественные соборы, сады, парки и скверы со статуями, укрывающимися в зелени.

Итак, приглашаем вас познакомиться с некоторыми выдающимися архитектурными ансамблями XVIII—XIX веков.

Петропавловская крепость.

Петропавловская крепость

Эта крепость, именуемая сначала Санкт-Петербурх (крепость святого Петра), на небольшом Заячьем острове в дельте Невы старейшее здание города. Ее начали возводить 16 (27) мая 1703 и именно с нее начал строиться город в XVI веке. Первоначально задачей крепости было защита подступов к городу. Позже её равелины были превращены в политическую тюрьму. На бастионах крепости устроили гранитные башенки для часовых. В настоящее время каждый день ровно в 12 часов в Санкт-Петербурге раздается пушечный выстрел, который производится с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Внутри крепости по проекту архитектора Д. Трезини был построен собор с золоченым шпилем на высокой колокольне, ставшей доминантой города. В соборе похоронены русские императоры от Петра I до Александра III. Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия, воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый из алтайской яшмы, а второй из уральского орлеца.

Рядом с западным входом в Петропавловский собор находится здание прекрасных пропорций, украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это — Монетный двор (1724 г.). По сей день здесь делаются деньги.

А теперь отправимся на противоположный берег Невы к Зимнему Дворцу.

Дворцовая площадь

Зимний дворец

Дворцовая площадьсердце города. Здесь находится Зимний дворец, построенный в середине XVIII века по проекту великого В. В. Растрелли. Мощная пластика объемов, насыщенный скульптурный декор придают Зимнему дворцу торжественную праздничность. Скульптуры и вазы над кровлей, обогащают силуэт здания. С 1732 г. до 2 марта 1917 г. здесь была официальная резиденция Российских императоров. С июля по ноябрь 1917 г. Зимний дворец служил залом заседания Временного правительства. Но камни гораздо долговечнее власти. Зимний дворец с его 1100 залами стал частью знаменитого музея — Государственного Эрмитажа.

Эрмитаж

Эрмитаж — один из самых крупных художественных и культурно-исторических музеев мира, гордость Санкт-Петербурга и всей страны. Он возник во второй половине XVIII в. Как частное, принадлежавшее Екатерине II, собрание произведений искусства и в течение целого столетия оставался лишь дворцовым музеем. Для публичного обозрения музей был открыт после сооружения Нового Эрмитажа (1852 г.).

Эрмитаж — подлинная сокровищница мирового искусства. Его фонды насчитывают миллионы экспонатов. Путешествие по залам Эрмитажа — это путь через века и страны. Среди его коллекций — произведения античного искусства, памятники Древнего Востока, Византии, Средневековья. Здесь хранятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Ребенса, Пуссена, скульптуры Гудона, Фальконе. Обширная экспозиция французского искусство XIX—XX вв., включает произведения Моне, Ренуара, Родена, Пикассо. Ряд эрмитажных залов занимает экспозиция по истории русской культуры, в которую включены и интерьеры изданий. Величайшую ценность представляют коллекции художественной мебели, изделий из серебра, тканей, монет, медалей, художественного фарфора.

С Зимним дворцом соседствуют построенные в разное время в течении XVIII века и разными мастерами Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Бывший Главный штаб

Площадь замыкает огромное полуокружение здания бывшего Главного штаба, построенного в 20—х годах XIX века. Это замечательное творение архитектора К. И. Росси. В центре здания монументальная триумфальная арка, над которой высится скульптурная группа — победная колесница Славы. Этот образ олицетворяет торжество русского оружия в Отечественной войне 1812 г.

Александрийский столп

В центре площади по проекту О. Монферрана был воздвигнут гранитный монолитный монумент, увенчанный фигурой ангела — Александрийский столп.

Адмиралтейство

В год основания города началось строительство верфи, ставшей известной как Адмиралтейство. Здесь со временем разместилось главное командование Российского флота. Сияющий золотом адмиралтейский шпиль увенчан корабликом, ставшим символом города, стоящего у порога Балтики. Грандиозное сооружение (длина его главного фасада — 407м) состоит из двух П—образных корпусов увенчанных флагштоками с изваяниями дельфинов.

Дворцовая площадь входит в единый архитектурный ансамбль центральных площадей — Исаакиевской и пл. Декабристов.

Площадь Декабристов (Сенатская площадь) украшают здания сената и синода, соединённые торжественной аркой. Построенные по проекту К. Росси в первой четверти XIX века они производят внушительное впечатление.

Памятник Петру I

В центре площади, ближе к гранитной набережной красавицы Невы в 1782 г. был воздвигнут первый памятник города — основателю Петербурга, Петру I — знаменитый «Медный всадник», увековеченный А. С. Пушкиным. Двенадцать лет трудился над созданием памятника весом около 16000 т. скульптор Фальконе, специально для этого приглашенный из Франции. «Посмотрите! Петр поднял на дыбы своего коня будто, для того чтобы лучше видеть, как растет и хорошеет заложенный им город, как одну за другой торжествует победы.

Сколько лет высится он на берегу Невы. Сколько лет волнует сердца и мысли людей "Медный всадник над славной рекой, старый друг вдохновенья в России"

Исаакиевская площадь

Здесь доминирует грандиозный Исаакиевский собор высотой 101,5 м, построенный по проекту О. Монферрана. При закладке собора было забито около 24000 свай, а на позолоту огромного купола ушло 100 килограммов чистого золота.

С колоннады Исаакиевского собора

Посетители Исаакиевского собора могут подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 м полюбоваться панорамой центра города.

Невский проспект главная улица Санкт-Петербурга тянется от Дворцовой площади до площади Александра Невского. Невский проспект — средоточие культурной и общественной жизни. На проспекте и вблизи него расположены музеи и театры, кинотеатры и концертные залы, универмаги и магазины, кафе и рестораны.

Здание компании Зингер

Невский проспект отличается богатством и разнообразием архитектурных стилей. Поистине бесценны и дворцы Строганова на углу Мойки и князей Белосельских-Белозёрских на углу Фонтанки, и вычурное здание торговой фирмы «Зингер», и великолепный дом купца Елисеева (теперь в нём гастроном №1), и импозантное здание на углу улицы Гоголя, построенное в подражание Дворцу дожей в Венеции и дворцу Медичи во Флоренции.

Важно храня память о выдающихся писателях, художниках, музыкантов, ученых Невский проспект и сам воспет в произведениях литературы и искусства.

Одно из самых замечательных зданий на Невском проспекте — Казанский собор с его знаменитой широко распахнутой дугообразной колоннадой. Таковы были идеалы эпохи. Величественный вид этого здания привлекает к себе внимание и является одной из причин, почему Невский проспект входит в число самых красивых и оживленных улиц мира. Казанский собор — одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образ синтеза искусств.

Некрополь — это своеобразный пантеон под открытым небом и музей русского мемориального искусства. Здесь погребены знаменитые люди своего времени: М. В. Ломоносов и Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги и И. Е. Старов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусорский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Многие надгробия представляют значительную художественную ценность.

Александро-Невская лавра находится за р. Монастырской. Монастырь был основан в 1710 г. в память о прославленном полководце Древней Руси, Новгородском князе Александре Невском. В Благовещенской церкви есть экспозиция музея городской скульптуры. В первом этаже — могила великого полководца А. В. Суворова. Главный собор монастыря — Троицкий собор — значительнейшее сооружение раннего классицизма. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. В ансамбль Александро-Невской лавры входят также три кладбища: Тихвинское, существующее с 1823 года, Никольское, основанное в 1861 году, и Лазаревское.

Перед зданием расположена «коммунистическая площадка», на которой покоятся герои гражданской и великой отечественной войны.

Площадь Искусств примыкает к Невскому проспекту. Её украшает парадное торжественное здание Русского музея (бывший Михайловский дворец), созданное по проекту К. Росси и являющее собой одно из лучших образцов архитектуры классицизма. На площади расположена филармония, театр им. Мусоргского, театр музыкальной комедии, музей этнографии.

В сквере в центре площади в 1957 году установлен памятник А. С. Пушкину (скульптор М. К. Аникушин).

Площадь Островского, также прилегающая к Невскому проспекту, одно из лучших творений К. И. Росси. В глубине площади расположен Александринский театр. Архитектор украсил фронтон этого необыкновенного театра колесницей Аполлона, в нишах фасада установлены скульптуры муз. С восточной стороны к площади прилегает павильон Аничкова и решетка дворцового сада, с западной — Публичная библиотека.

От Александринского театра к площади Ломоносова, ведёт уникальная улица зодчего Росси, состоящая из двух построенных им трехэтажных парадных здания.

Площадь Островского и площадь Ломоносова вместе с улицей зодчего Росси образуют единый архитектурный ансамбль в стиле ампир.

Аничков мост. Неотделимы от облика Невского проспекта установленные на Аничковом мосту знаменитые (созданные Клодтом) конные скульптурные группы.

Марсово поле. Невский проспект соединяется Садовой улицей с Марсовым полем. С первых теплых дней и до глубокой осени Марсово поле похоже на гигантский цветник. Весной оно покрыто ковром пестрых тюльпанов, позднее их сменяют белые и розовые флоксы, а осенью цветут алые георгины и кроваво — красные канны.

На Марсовом поле есть Летний сад, замечательный пейзажный сад — воплощение совершенства. Его украшение — многочисленные скульптуры, сделанные по заказу Петра I. Замечательна и узорчатая изящная металлическая решётка ограды сада со стороны Невы. В Летнем саду находится Летний дворец Петра I, построенный в 1710 году по проекту архитектора Д. Трезини.

Инженерный замок

Напротив Летнего сада, на берегу двух рек расположен Инженерный (Михайловский) замок, построенный для императора Павла I в 1797—1800 гг. выдающимся зодчим В. И. Баженовым. Перед замком возвышается конная статуя Петра I, изображающая его в виде римского императора с лавровым венком и жезлом.

Непревзойденный мастер «мраморных фасадов» итальянский архитектор Антонио Ринальди спроектировал Мраморный дворец, обращённый к Марсовому полю главным фасадом. Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Мраморный дворец, обращая на себя внимание гармонией естественного цветного камня, Невских вод и северного неба, является архитектурным шедевром полным гармонии и очарования. В 90—е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Набережная канала Грибоедова.

Набережная канала Грибоедова

У каждого музея и улицы в Санкт-Петербурге есть своя особенная история. Набережная канала Грибоедова. Берега одеты в гранит, установленны чугунные ограждения. Во второй половине XVIII века и в XIX веке возвели мосты. Здесь много прекрасных зданий.

В 1881 году на набережной Екатерининского канала, как тогда назывался канал Грибоедова, было совершено убийство императора Александра II. В память об этом несчастьи на самом берегу Екатерининского канала, был сооружён Храм Воскресения Христова «Спас-На-Крови». В отделке интерьеров «Спаса на крови» были использованы итальянские мраморы и русские самоцветы. Своим великолепием храм обязан богатейшему собранию произведений русского мозаичного искусства. Невозможно описать это великолепие! Мозаика площадью более семи тысяч пятидесяти квадратных метров покрывает стены, своды, столбы церкви и иконостас.

Набережная реки Мойки. Неширокая извилистая р. Мойка протекает через центральную часть города, омывая с южной стороны центральную часть города. Ее набережные имеют свой, характерный для них, колорит. Отсюда совершенно по-особому раскрываются ансамбли парадных площадей — Марсова поля, Дворцовой, Исаакиевской. Каждый поворот реки открывает новую, неповторимую панораму. В медленно движущейся воде отражаются фасады зданий, арки мостов, узоры чугунных решеток, кроны деревьев. На набережных ограниченно движение транспорта — поэтому здесь множество тихих, удивительно поэтичных уголков.

Живописный силуэт Михайловского замка, вековые деревья летнего Михайловского садов, небольшой стройный павильон — пристань, торжественное спокойствие Марсова поля — все это делает наб. Мойки в ее верхнем течении одним из красивейших мест в городе.

На набережной Мойки расположено множество зданий, представляющих значительный архитектурный и исторический интерес. Обратите внимание на дом №6. Это здание Конюшенного ведомства (20—е годы XVIII века). Знаменитый салон Штакеншнейдеров располагался в доме №9, построенном в середине XIX века. Мемориальный музей А.С. Пушкина, повествующий о последнем периоде его жизни и творчества, разместился в доме №12 по набережной Мойки, где смертельно раненный поэт скончался 29 января 1837 года. Гуляя вы увидите Юсуповский дворец (дом№94), одно из самых интересных зданий на набережной реки Мойки. Дворец был построен еще во второй половине XVIII века, затем в 1830 — 1838 годах был перестроен по проекту архитектора А. Михайлова и приобрел существующий вид.

Особой достопримечательностью Мойки являются мосты. Над истоком реки перекинут 1—й Инженерный мост, построенный в 1828—1829 гг. Его решетка состоит из коротких копий-дротиков, а столбы в виде «лекторских пучков», на которых укреплены стилизованные мечи и щиты с изображением головы Медузы-Горгоны. Нужно отметить и такие мосты, как Синий, Театральный, Почтамтский и другие.

Васильевский остров. Между Финским заливом и двумя основными рукавами Невской дельты — Большой и Малой Невой — находится Васильевский район. Он занимает два больших острова — Васильевский и Декабристов, — разделенных р. Смоленкой.

Стрелка Васильевского острова

Васильевский остров самый большой в городе. Это один из самых старых и своеобразных районов Санкт-Петербурга, где Пётр I предполагал создать центр города. Уже в первой четверти XVIII века здесь сооружается комплекс торговых зданий и зданий предназначенных для научных и культурных учреждений. У восточной оконечности острова (так называемой Стрелки) до середины XIX века находился торговый порт. Именно поэтому здесь возникли биржа, таможня, пакгаузы и пристани. Какие здесь необыкновенно красивые и величественные сооружения архитектуры!

Необычна спроектированная французским архитектором Ж.Ф. Тома де Томон фондовая Биржа (1804—1816 гг.), расположенная в центре Стрелки. Здание имеет облик окружённого колоннадой античного храма. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи — скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». Теперь здесь находится Центральный военно-морской музей — один из старейших в Петербурге.

Ростральные колонны

Перед зданием Биржи по сторонам полукруглой Пушкинской площади установлены монументальные ростральные колонны-маяки. Огромные фигуры у их подножия символизируют русские реки — Неву, Волхов, Волгу и Днепр.

Стрелка Васильевского острова — одно из красивейших мест Санкт-Петербурга. Какой простор! Как уверенно катит свои сине-серые волны Нева, как смело и широко раскинулся на ее берегах город! С размахом было задумано. И русским взмахом и широтой выполнено. Отсюда, со стрелки, видно все: гранит набережных и повисшие над Невой мосты, роскошные колонны Зимнего дворца и золотая шапка Исаакиевского собора, Петропавловская крепость и Адмиралтейство — отсюда виден город, воспетый Пушкиным. Величественный и прекрасный, непохожий ни на один город мира, он покоряет с первого взгляда каждого вступившего на его землю.

Университетская набережная. К Пушкинской набережной примыкает Университетская набережная, которую по-праву называют колыбелью русской науки. Здесь в 1725 году начала работать Российская академия наук. Ныне на этом месте в самом начале набережной, около Биржи, помещается Зоологический музей. Рядом находится Кунсткамера (1718 — 1734).

Кунсткамера — один из интереснейших памятников архитектуры раннего барокко. Ещё до завершения строительства здания в 1727 г., в него из палат Кикина были переведены собранные Петром I коллекции «монстров и раритетов». Это первый в Росси естественно–научный музей. В Кунсткамере разместились также библиотека и обсерватория Академии наук. Здесь работали крупнейшие ученые: Л.Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-Н. Делиль…. Почти четверть века в Академии трудился М.В. Ломоносов. В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся музей М. В. Ломоносова — великого русского ученого, просветителя, поэта и художника. В эксплозии демонстрируются личных вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы — смальты, применявшейся для создания картин. В одном из залов посетители могут видеть Большой академический глобус, на внешней поверхности которого изображены материки и океаны, а на внутренней карта звездного неба.

С Кунсткамерой соседствует новое здание Академии наук, сооруженное в 80—х годах XVIII века архитектором Дж. Кваренги. Внутри его украшает картина из цветной мозаики «Полтавская баталия», созданная М. В. Ломоносовым и его учениками. Симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И. Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы — Пушкинский дом. Дальше вдоль набережной торцом к Неве расположено здание «Двенадцати коллегий» — одно из старейших общественных построек Петербурга, сооружённое Д. Трезини. Ещё дальше находится дворец Александра Меньшикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, построенный в 1714 году. Это первый каменный дворец, появившийся в городе. Доминанта Университетской набережной — Академия художеств, построенная во второй половине XIX века А. Ф, Кокориновым и В. Деламотом. Великолепные скульптуры Геркулеса и Флоры украшают парадный вход Академии художеств.

Таврический дворец. Фантазии сбываются в этом прекрасном дворце, одном из лучших и крупнейших дворцов Европы. На его строительство и отделку было затрачено около четырех сто тысяч рублей золотом. Дворец князя Потёмкина-Таврического был построен в 1783 — 1789 годах архитектором И. Е. Старовым. Волшебное очарование русского классицизма, тонкий расчет, удивительная соразмерность, совершенство пропорций и душевная теплота заставляет забыть о шуме большого города. За его дверьми сказочный мир роскоши. Посетители могут вообразить, что рядом с ними кавалеры и прекрасные дамы. Вокруг дворца Таврический сад — один из самых любимых петербуржцами городских парков.

Смольный собор. Потрясающий своей красотой ансамбль, где соседствует несколько стилей — барокко и классицизм.

Воскресенский Новодевичий монастырь, первый женский монастырь Петербурга, возвели по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли на месте бывшего Смоляного двора. Так и назвали — Смольный. В 1764 году при монастыре был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России женское дворянское учебное учреждение. В центре двора в 1748—1764 году построили Смольный (Воскресенский) собор. Изысканная работа в стиле пышного барокко. В XIX веке архитектор В. П. Стасов построил западные корпуса, оформил внутренние интерьеры и создал великолепную чугунную ограду собора. Ныне здесь разместился концертно-выставочный комплекс. Рядом со Смольным институтом благородных девиц находится здание училища для мещанских девушек (Александровский институт), построенное в 1765 — 1775 году архитектором Ю. М. Фельтеном в стиле раннего классицизма, с полуциркульным главным корпусом.

Третье звено ансамбля Смольного, здание Смольного института, построенное архитекторам Дж. Кваренги, производит внушительное впечатление. Безупречность пропорций, гармония композиции и торжественность. Великолепное здание, жемчужина русского классицизма.

Ансамбль Смольного — историко-архитектурный памятник мирового значения, часть огромного культурного наследия, которое Санкт-Петербург подарил миру.

Санкт-Петербург называют «северной Венецией». Спокойная Фонтанка, извилистая Мойка, широкая Нева, тихий канал Грибоедова… Они «по-венециански» текут в улицах, занимая ту их часть, которую принято называть проезжей. Их тёмные воды кажутся неподвижными, над водой повисли мосты, берега одеты в гранит. В XVIII веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.

Мосты дополняют красоту города. Без них немыслим город. Длинные и короткие, широкие и узкие, каменные и деревянные. «Горбатые» мостики, вплетённые в гранитную набережную Невы, крохотный Банковский мостик, украшенный золочеными грифонами, мосты через Фонтанку с каменными башенками и висячими цепями… «Музей мостов под открытым небом», как часто называют Санкт-Петербург, насчитывает более 300 мостов, около 20 из которых — разводные. Во время экскурсии Вы увидите знаменитые мосты Петербурга, включая такие известные памятники мостовой архитектуры, как Дворцовый, Троицкий и Литейный мосты. Инженеры и архитекторы создали необыкновенный 2-й Лаврский мост, расположенный по Лаврскому проезду. Элегантный, в виде арки на старинных устоях он прекрасно гармонирует с ансамблем Александро-Невской лавры. Как ценный памятник архитектурного и инженерного искусства, мост охраняется государством.

Мосты

Вечером, когда огни стирают все грани и контрасты, разведённые мосты купаются в золотистом сиянии. Силуэт разведенного Дворцового моста на фоне шпиля Петропавловского собора — яркий и запоминающийся символ города на Неве. Те, кому довелось прогуляться вдоль набережных Санкт-Петербурга во время белых ночей и полюбоваться изящными силуэтами разведенных мостов, навсегда сохраняют в памяти неповторимый образ Северной Венеции.

В Санкт-Петербурге много садов: Юсуповский, Ботанический, Лопухинский, Михайловский, Александровский, Румянцевский… И еще больше всевозможных оград и решеток. Железных и чугунных, с мечами и копьями, с прихотливыми завитками и розетками, они окружают скверы и парки, охраняют дома, ограждают мосты и набережные. Их черное кружево искусно вплелось в пейзаж города. «Оригинальное произведение искусства архитектора — чародея… оказывается, можно любоваться и решеткой» — написал в своем «Ленинградском дневнике» словацкий писатель Карваш.

Сквер

В городе очень много скверов, бульваров и парков (Центральный парк культуры и отдыха им С. М. Кирова, Приморский парк Победы), которые в жаркую погоду спрячут вас от палящего солнца. А из-за влажного петербургского воздуха даже в июле и в августе — а они бывают очень жаркие, — трава остается по-весеннему сочной и листья деревьев свежие, крепкие, зеленые.

Зимой здесь необычайно красиво. Деревья и ограды покрыты инеем, и притихшая Нева дремлет под толстым ледяным покровом. Редкие снежинки бесшумно падают и замирают.

Санкт-Петербург — город, воспетый в стихах многих выдающихся поэтов и писателей, город, в котором трудились гениальные ученые, скульпторы и музыканты. Итальянские, немецкие и французские архитекторы работали вместе с талантливыми русскими зодчими над созданием города, который в «Британской энциклопедии» называется «одним из самых величественных и гармоничных городов Европы». Да, Санкт-Петербургом можно любоваться и даже просто гуляя по городу можно получить удовольствие от созерцания красивых зданий, выстроившихся вдоль Невы.

Театры Санкт-Петербурга

в Санкт-Петербурге более 100 театров, а за минувший год в городе показано около 5000 спектаклей.

Находясь в Санкт-Петербурге, невозможно не вспомнить о его культурном, в особенности музыкальном, наследии. Здесь есть, что посмотреть на театральных сценах. Недаром, Северная Пальмира, как еще называют Санкт-Петербург, получила звание культурной столицы России. Сегодня в Санкт-Петербурге более 100 театров и только за минувший год появилось более 60 новых постановок и показано в городе около 5000 спектаклей.

Знаменитый Мариинский театр оперы и балета был открыт в 1783 как Каменный (Большой) театр. Это первый и самый главный театр в России. Прекрасный дворец искусства, поражающий изысканным убранством, мерцанием хрустальных светильников и люстр, блеском позолоты (на которую ушло почти 400 килограммов золота). Посетитель увидит шедевры русской оперы и балета, насладиться всей прелестью творчества одной из самых блистательных балетных трупп мира.

Эрмитажный театр в Зимнем дворце был открыт в 1785 году. Шедевр классической дворцовой архитектуры был построен по проекту Дж. Кваренги. Изящный и компактный, театр позволяет получить неповторимое эмоциональное удовлетворение за счёт уникального зрительного зала со своеобразным античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Зал устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места.

Советуем посетить Александринский театр и Михайловский театр (Академический Театр оперы и балета). Спектакли Театра Сатиры на Васильевском острове, созданные по мотивам классиков и современных авторов, известны и любимы как в России, так и за рубежом. Неизменно популярен Большой драматический театр им. Товстоногова — это один из гигантов современного театрального искусства.

Миллионам любителей классической музыки знакомы бессмертные музыкальные произведения великих русских и зарубежных композиторов: В. Моцарта, П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Баха, Г. Доницетти и многих других. Добро пожаловать в Государственную Академическую капеллу! Это, один из крупнейших музыкальных центров не только в России, но и во всем мире, история которого берет свое начало в XV веке. В капелле работает известный на всю Россию оркестр под управлением Александра Чернушенко. Регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали, а с симфоническим оркестром капеллы сотрудничают зарубежные дирижеры и солисты-инструменталисты, пользующиеся международным признанием.

Объять необъятное

Санкт-Петербург город-музей. Сколько еще интересного можно здесь увидеть! Тех, кто приезжают в Петербург, настолько поражает обилие достопримечательностей, что они не знают, с чего начать их осмотр. Говорят, что если останавливаться у каждого экспоната в Эрмитаже хотя бы на минуту, то на экскурсию по залам музея — а их насчитываются сотни — уйдут годы.

И какое волнующее впечатление стоять точно на том месте, где происходили важнейшие события русской истории. Многочисленные дворцы и храмы стали памятниками эпохи их правления, вызывая восхищение всех, кому доводится ими любоваться.

Незабываемое впечатление приносит поездка в прекрасном городском метро, одном из самых глубоких в мире. Каждый день услугами метро здесь пользуется свыше двух миллионов человек, более 50 станций соединены между собой железнодорожными путями общей протяженностью 98 километров. Некоторые станции метро входят в число красивейших в мире. В 1955 году — в год открытия городского метрополитена — газета «Нью-Йорк таймс» назвала его станции «серией подземных дворцов ХХ века».

Санкт-Петербург впечатляет своей великолепной архитектурой и историей, а также сохранившейся в нем приверженностью к красоте, искусству, культуре, образованию. Все приезжающие в Петербург, какими бы разными ни были их интересы, сходятся во мнении, что это один из красивейших городов Европы.



Белорусский трикотаж магазин интернет смотрите на http://shop-modern.ru.

© BigCountry, 2008–2018