БОЛЬШАЯ СТРАНА  

МОСКВА

Туризм в России >>> Москва
 
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!
А. С. Пушкин.

Москва — самый большой город нашей страны, один из крупнейших в мире. В ней проживает около 13 миллионов человек. Территория составляет около 1000 км2.
Заповедные места столицы раскрывают своё очарование по-разному. У каждого из них своя богатая история. Застройка этих зон многослойна. Она несёт отпечаток многих эпох, являет пример смены эстетических вкусов, подчас кричащих контрастов. Городские застройки — не мёртвые камни, а безмолвные свидетели ушедших времён. Это воспоминания о «звёздных» часах жизни города, крупных поворотах его биографии, творческом взлёте гения и будничном труде многих поколений, оставивших нам драгоценное наследие.

Москва корнями уходит к истокам русской истории. Первое летописное упоминание о ней относится к 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встретился здесь со своим союзником и родственником князем Святославом Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Вероятно, это было не простое приглашение на пир, а первые призывы Москвы к объединению враждовавших между собой разрозненных удельных русских княжеств. Однако город старше этой даты. Археологические раскопки обнаружили на Боровицком холме (где стоит Кремль) следы древнего укрепления, относящегося к XI веку. Оно имело земляной вал, деревянные стены и было обнесено рвом.

Впервые слово «Кремль» упоминается в правление Ивана Калиты

Географическое положение Москвы на перекрестке древних торговых путей было экономически выгодным, и город стал расти. Направление формирования города и развитие его планировки во многом определялись интересами обороны города. Ядром Москвы с самого ее основания стал Кремль, возникший на Боровицком холме у слияния Москвы с Неглинкой. Возведение крепости и росту города благоприятствовало скрещение у подножья холма водных и сухопутных дорог, одна из которого вела из Великого Новгорода к Рязани, а другая — из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир.

«Кремль» происходит от греч. «кремнос» (твердый) или от слав. «кремь» (строевой хвойный лес)

Город рос как дерево, прибавляя к своей территории кольцо за кольцом. Кремлёвские стены и башни строились с 1485 г. по 1495 г. итальянскими архитекторами, которых пригласил в Москву Иван III. В новые кирпичные стены частично вошли остатки Белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Стены, следуя особенностям местности, идут по ломаной, а не по прямой линии. Снизу имеют откос, толщина их от 3,5 до 6,5 м при высоте от 5 до 19 м, в зависимости от рельефа. Общая протяженность стен 2235 м. их характерная особенность — зубцы имеют форму ласточкиного хвоста, типичную для итальянских крепостей. Площадь Кремля составляет около 28 гектаров.

Московский Кремль

Москва, Москва!… люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
М. Ю. Лермонтов.
Музей-заповедник «Московский Кремль» признан ЮНЕСКО памятником всемирного культурного наследия

В наши дни Московский Кремль совмещает в себе резиденцию Презилента России и открытый для Туристов Государственный музей-заповедник. 20 июля 1955 года был объявлен свободный доступ в Кремль. Тысячи людей с большим интересом осматривают достопримечательности Московского Кремля. Мы приглашаем вас совершить увлекательное путешествие.
Итак, в путь!

Боровицкая башня
У подножия Боровицкого холма, на котором зародился когда-то Кремль, возвышается Боровицкая башня, построенная Петром Антонио Солярио в 1490 году на месте более ранней башни. Это был древнейший выход из Кремля и ближайшие ворота к реке.
Своё название башня унаследовала от густого соснового бора, который покрывал в древности весь Кремлёвский холм. Это название удержалось за ней, несмотря на то, что специальным царским указом 1658 года башню переименовали в Предтеченскую.
Боровицкая башня имеет оригинальную ступенчатую, пирамидальную форму. Венчает башню пятиконечная рубиновая звезда. Высота башни до звезды — 50,7 м, со звездой — 54,05 м.

Водовзводная (Свиблова) башня
К югу от Боровицкой башни, в юго-западном углу Кремля, на берегу Москвы-реки возвышается Водовзводная башня. Это одна из самых красивых и стройных башен Московского Кремля.
Первоначально башня называлась Свибловой от вблизи располагавшихся в Кремле дворов бояр Свибловых. Но, в XVII в., когда в башне была установлена водоподъёмная машина, подававшая по свинцовым трубам воду из Москвы-реки в верхние кремлёвские сады и царские дворцы, она стала называться Водовзводной.
Для башни характерны огромные окна, декоративные навесные бойницы с зубцами и кольцевые русты в нижней части. С 1819 года башня неоднократно реставрировалась. В советское время шатёр башни увенчали рубиновой звездой. Высота башни до звезды — 57,7 м, со звездой — 61,25 м.

При Иване Грозном Благовещенская башня использовалась как тюрьма

Благовещенская башня
На восток от Водовзводной башни, у подножия Кремлёвского холма, вдоль берега Москвы-реки расположен целый ряд кремлёвских башен, соединённых высокими зубчатыми стенами. Первая из них — Благовещенская, построенная в 1487—1488 гг.
В древности с левой стороны Благовещенской башни (если смотреть на неё со стороны Москвы-реки) в кремлёвской стене были устроены так называемые портомойные ворота. Через эти ворота дворцовая прислуга выходила на берег Москвы-реки полоскать порты — бельё. Следы этих ворот сохранились до сих пор и хорошо видны с внутренней стороны Кремля.
Во времена Ивана Грозного Благовещенская башня использовалась как тюрьма. Высота башни — 30,7 м, с флюгером — 32,45 м.

Внутри Тайницкой башни был устроен тайник-колодец

Тайницкая башня
За Благовещенской башней расположена Тайницкая, значительно выступающая вперёд за линию кремлёвских стен.
Строительство кремлёвских укреплений началось в 1485 г. с южной стороны, обращённой к Москве-реке. Объясняется это тем, что отсюда, как полагают, Кремлю чаще всего угрожали татары, и старые белокаменные стены в этом месте были наиболее ветхими.
Первой на южной стороне была сооружена Тайницкая башня, имевшая в то время большое военно-стратегическое значение. Башня имела отводную стрельницу с подземным ходом и проездными воротами к Москве-реке. Внутри башни был устроен тайник-колодец, от которого она и получила такое название. Высота башни — 38,4 м.

1-я Безымянная башня
За Тайницкой башней расположена 1-я Безымянная башня. Она завершается четырёхгранным пирамидальным шатриком. Архитектурные пропорции башни говорят о том, что она построена позже 2-ой Безымянной башни.
В древности в башне хранился порох. При Иване Грозном от взрыва пороха башня разрушилась, а затем была восстановлена. В 1770 г. её разобрали, чтобы освободить место для постройки Кремлёвского дворца. После прекращения строительства башня была построена заново в 1783 г. на новом месте, несколько ближе к Тайницкой башне. После этого башня простояла без изменений почти 30 лет. В 1812 г. башню взорвали отступавшие наполеоновские войска, но вскоре её восстановил вместе с Петровской башней в прежних реформах архитектор О. И. Бове. В таком виде она и дошла до наших дней. Её высота — 34,15 м.

2-ая Безымянная башня
К востоку от 1-ой Безымянной башни находится 2-ая Безымянная башня, сохраняющая свой облик с конца XVII в., когда она была надстроена шатровым верхом. Башню венчает маленький восьмигранный шатрик с флюгером. По своим архитектурным формам она близка к Оружейной и Набатной башням Кремля. В древности через неё был проезд, впоследствии заложенный. Её высота — 30,2 м.

Петровская башня
Время постройки Петровской башни точно неизвестно. Но предполагают, что первоначально она была возведена одновременно с другими башнями на линии крепостных стен со стороны Москвы-реки.
Своё название Петровская башня получила от церкви Петра митрополита, принадлежавшей подворью Угрешского монастыря. Поэтому её иногда называют Угрешской.
Древняя Перовская башня была разрушена пушечными выстрелами во время польской интервенции в 1612 г. и затем восстановлена. В 1771 г. её сломали в связи с постройкой Кремлёвского дворца, но вскоре её восстановили. В 1812 г. башню взорвали отступавшие французские войска. После этого О. И. Бове восстановил её одновременно с Водовзводной и 1-ой Безымянной башнями. С тех пор она сохраняется неизменной.
Высота башни — 27,15 м.

Беклемишевская (Москворецкая) башня
В юго-восточном углу Кремля итальянский архитектор Марко Руффо построил в 1487 г. высокую круглую угловую башню с тайником-колодцем. От этой башни кремлёвская стена, идущая по берегу Москвы-реки, круто поворачивает в сторону Красной площади. Расположенная на месте соединения Москвы-реки со рвом, Беклемишевская башня первая принимала на себя натиск подступающих к Кремлю татарских полчищ. Своё название она получила от примыкавшей к ней со стороны Кремля двора боярина Беклемишева, который входил в реакционную феодально-аристократическую группу, за что был казнён великим князем Василием III. Впоследствии двор Беклемишева, а затем и башня стали служить местом заточения опальных бояр.
В XVII в. Башню надстроили красивым высоким верхом, вследствие чего она приобрела стройные архитектурные формы и утратила свою крепостную суровость. В 1707 г., при подготовке укреплений Кремля к обороне против шведов, бойницы башни были переделаны в широкие окна для установки в них пушек и лучшего обстрела местности. Бойницы были восстановлены в прежнем виде при реставрации башни в 1949 г.
Сейчас башню иногда называют Москворецкой — от близ расположенного Москворецкого моста.
Высота башни — 46,2 м.

Константино-Еленинская башня
На восточной стороне Кремля в 1490 г. Пётр Антонио Солярио построил Константино-Еленинскую башню. Своё название она получила от церкви Константина и Елены, стоявшей недалеко от неё в Кремле. Раньше на месте этой башни находилась древняя белокаменная башня времени Дмитрия Донского, называвшаяся Тимофеевской. Через её ворота Дмитрий Донской в 1380 г. выезжал со своими дружинами на знаменитую Куликовскую битву. Сейчас на фасаде башни со стороны бывшего Васильевского спуска хорошо видны арка ворот, наполовину закрытая поздними земляными наслоениями.
В 1950 г. башня была реставрирована. Высота её от уровня земли до флажка — 36,8 м.

Набатная башня
На склоне Кремлёвского холма, напротив храма Василия Блаженного возвышается Набатная башня, построенная в 1495 г.
Своё название эта кремлёвская башня получила от висевшего на ней набатного колокола. Во время большого народного восстания в Москве в 1771 г., известного под названием Чумной бунт, восставшие горожане ударили в набат и собрали москвичей в Кремль. После подавления восстания разгневанная Екатерина II, так и не узнав, кто звонил в набат, приказала отнять у колокола язык. Колокол без языка провисел более 30 лет. Во время ремонта башни в 1803 г. он был снят и передан в Арсенал, а в 1851 г. помещён в оружейную палату, где хранится и сейчас.
Высота Набатной башни — 38 м.

Царская башня
Царская башня построена в 1680 г. она представляет собой каменный шатёр на четырёх кубышкообразных столбах, поставленных на кремлёвской стене. Белокаменные детали, островерхие фронтоны, пояски, круглые пирамидки по углам и восьмигранный шатрик с затейливым золочёным флюгером придают её вид теремка из русских сказок. Башня имеет два яруса. Первый ярус перекрыт аркой и служит для прохода по стене, на втором — площадка. Здесь некогда висел колокол — Спасский набат.
В старину на месте Царской башни находилась деревянная башенка, с которой, по преданию, Иван Грозный наблюдал за различными церемониями, обычно совершавшимися вблизи Лобного места, и за всеми событиями, происходящими на древней Красной площади. Отсюда, как полагают, и произошло название — Царская.
В 1946 — 1950 гг. Царская башня была реставрирована одновременно со всеми башнями Московского Кремля. Высота башни от ходовой площадки стены — 14,45 м; от верха зубцов — 11,4 м; общая высота с флюгером — 16,7 м.

Спасская башня

Спасская башня

Спасская башня — самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Она построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г.
Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, как предполагают, от церкви Фрола и Лавра. Башня имела четырёхгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Она завершалась деревянной шатровой надстройкой, на которой висел часовой колокол. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. От отводной стрельницы через ров, проходивший по Красной площади, был перекинут деревянный цепной подъёмный мост, заменённый в XVII в. каменным.
Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название её связано с изображением Спасса, написанного над её воротами со стороны Красной площади.
Спасская башня неоднократно страдала от пожаров и поэтому часто ремонтировалась. Особенно большие ремонтные работы производились на башне в начале XIX в., после изгнания наполеоновских войск из Москвы, и во второй половине XIX в. При реставрации 1946 — 1950 гг. на башне были восстановлены обветшавшие белокаменные детали и облицовка, позолочены флюгера и покрыт медью шатёр.

Куранты

С древнейших времён на Спасской башне существовали часы. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в 1851 — 1852 гг. братьями Н. и П. Бутеноп. Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. Спасские часы занимают три этажа (7-й, 8-й, 9-й) и состоят из трёх отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Они приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг (10 — 14 пудов). Точность хода часов обеспечивается при помощи маятника весом около 32 кг. Механизм боя часов состоит из десяти четвертных колоколов и колокола, отбивающего полный час. Вес четвертного колокола — 320 кг, часового — 2160 кг. Все колокола помещаются на 10-м ярусе башни в открытых звонах под шатром.
Бой часов осуществляется при помощи специального молотка, соединённого с часовым механизмом и ударяющего по поверхности колокола. Часовой механизм заводится электромотором два раза в сутки. До 1937 г. часы заводились вручную. Затем после капитального ремонта их стали заводить тремя электромоторами — для завода четвертей, для завода боя часов и для завода хода часов. Четыре циферблата, расположенных по сторонам башни имеют диаметр 6,12 м; высота цифр — 72 см; длина часовой стрелки — 2,97 м; минутной — 3,28 м. обод, цифры и стрелки часов позолочены. Общий вес механизма часов примерно 25 т.
Бой часов со Спасской башни Кремля ежедневно передаётся по радио. С него начинается и им кончается трудовой день нашей Родины.
На Спасской башне сверкает пятиконечная рубиновая звезда. Высота башни до звезды — 67,3 м, со звездой — 71 м.

Сенатская башня
В центре северо-восточной части кремлёвской стены, между Спасской и Никольской башнями, расположена Сенатская башня — одна из древнейших в Кремле. Она была построена в 1491 г. и предназначалась для защиты Кремля со стороны Красной площади. По виду она напоминает Набатную, Комендантскую и Оружейную башни.
После надстройки в 1680 г. каменного шатра башня без изменения сохранилась до наших дней. Название башни происходит от здания бывшего сената, расположенного за ней в Кремле. Здание сената было построено архитектором М. Ф. Казаковым в 1776 — 1788 гг. до этого башня названия не имела.
Перед башней у стен древнего Кремля находится Мавзолей В. И. Ленина, сооружённый из гранита в 1930 г. по проекту архитектора А. В. Щусева. За Мавзолеем, перед Сенатской башней, расположены могилы выдающихся людей: М. И. Калинина, Ф. Э. Дзержинского, И. В. Сталина, М. В. Фрунзе, А. А. Жданова и других.
Высота башни — 34,3 м.

Никольская башня

Никольская башня

Одновременно со Спасской башней на северной стороне Красной площади Пётр Антонио Солярио построил в 1491 г. Никольскую башню. Название её происходит от иконы Николая Чудотворца. В древности здесь был монастырь Николы Старого, или Николы Большая Глава, игравший в XIV — XVI вв. видную роль в делах высшей церковной иерархии России.
Кружевная белокаменная архитектурная обработка фасадов в готическом стиле и четыре высокие башенки, поставленные по углам нижнего четверика, являются характерной особенностью Никольской башни, отличающей её от других башен Кремля. Пятнадцатиметровый металлический шатёр башни венчает рубиновая звезда. Высота башни до звезды — 67,1 м, со звездой — 70,4 м.

Угловая Арсенальная (Собакина) башня

Угловая Арсенальная башня

Угловая Арсенальная башня, расположенная напротив Исторического музея, построена Петром Антонио Солярио в 1492 г. это самая мощная угловая башня Кремля, глубоко ушедшая в землю. Нижний массив её состоит из 18 граней, а основание сильно расширено. Это придаёт ей большую устойчивость.
В верхней части башни расположены навесные бойницы — машикули. Сиены достигают 4 м толщины. Они предназначались не только для обороны, но и для охраны тайника-колодца в подземелье башни, который сохранился до наших дней. В древности из башни был выход к реке Неглинной. Впоследствии его заложили.
Своё название башня получила от примыкающего к ней здания Арсенала. До постройки Арсенала башня называлась Собакиной, так как поблизости от неё находился двор бояр Собакиных. Высота башни со стороны Александровского сада — 60,2 м.

Средняя Арсенальная башня

Средняя Арсенальная башня

За Угловой Арсенальной башней возвышается Средняя Арсенальная башня, построенная в 1495 г. предполагают, что она была возведена на месте угловой башни Кремля времени Дмитрия Донского.
Своё название башня получила в начале XVIII в. от здания Арсенала. До этого она называлась Гранёной. Это её название связано с более древней башней времени Дмитрия Донского.
Это была промежуточная боевая башня Кремля, такая же, как Сенатская, Набатная и др. свои архитектурные формы она сохраняет в основном с конца XVII в. В 1821 г. при разбивке Александровского сада у подножия башни был устроен увеселительный грот, существующий до наших дней. В 1958 г. его реставрировали и придали ему первоначальный вид. Высота башни — 38,9 м.
В 1967 г. в Александровском саду между Угловой Арсенальной и Средней Арсенальной башнями был сооружён памятник «Могила неизвестного солдата» в память о воинах Советской Армии, погибших при защите Москвы в годы Великой Отечественной войны. На гранитных плитах высечена надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». 8 мая 1967 г. над могилой Неизвестного солдата зажжён Вечный огонь, как символ непреходящей народной памяти.

Троицкая башня
Возведение укреплений на северо-западной стороне Кремля, т. е. со стороны реки Неглинной, а ныне Александровского сада, завершилось в 1495 г. сооружением огромной Троицкой башни. С наружной стороны к ней пристроена отводная стрельница с проездом в Кремль, называемым Троицкими воротами. Они соединены каменным мостом со сторожевой предмостной башней Кутафьей. В древности Троицкая башня завершалась зубцами и была покрыта четырёхскатным деревянным шатром. В 1585 г., как говорят документы, на Троицкой башне были часы.
В 1685 г. башню надстроили многоярусным верхом с белокаменными украшениями и высоким кирпичным шатром, по типу Спасской башни, а спустя год установили новые часы. Под шатром в звонах помещались часовые колокола. В пожар 1812 г. часы на башне сгорели и больше не восстанавливались. Высокий каменный верх был надстроен и на отводной стрельнице. Его разобрали в XVIII в.
Башня имеет шесть этажей и глубокие двухэтажные подвалы, обнаруженные в 1851 г. В древности подвалы служили для военных целей, а в XVI — XVII вв. использовались как тюрьма.
Первоначально башня называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной, а в 1658 г. специальным царским указом была переименована в Троицкую. Это название связано с Троицким монастырским подворьем, находившимся в Кремле.
Через ворота Троицкой башни въезжали ко двору патриарха, хоромам царицы и царевен, через них с торжественными шествиями выходило духовенство, встречая возвращавшихся из походов царей и сопровождая их до главных Спасских ворот. В 1812 г. через Троицкие ворота наполеоновские войска вошли в Кремль и через них же покинули его.
В 1935 г. на башне установлена рубиновая звезда. Со стороны Кремля высота Троицкой башни до звезды — 65,65 м, со звездой — 69,3 м. со стороны Александровского сада высота башни до звезды — 76,35 м, со звездой — 80 м.

Башня Кутафья
Предмостная сторожевая башня Кутафья построена в начале XVI в. Она расположена напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста и служила для его зашиты. В древности башню окружал ров, через который опускались подъёмные мосты. На одном из боковых фасадов башни до сих пор видны следы щелей, в которые пропускали рычаги подъёмного механизма.
В 1685 г. Кутафью одновременно с другими башнями надстроили и украсили ажурным декоративным верхом с белокаменными деталями.
Название башни, по мнению историка С. Бартенева, происходит от её неопределённой, неуклюжей формы. В древности ворота в башне назывались Борисоглебскими, Владимирскими и Патриаршими.
Высота башни — 13,5 м.

Комендантская башня
Несколько южнее Троицкой башни в 1495 г. была сооружена Комендантская башня. Первоначально она называлась Колымажнойот Колымажного двора в Кремле, где хранились царские возки, кареты и т. п.
Название «Комендантская» она получила в начале XIX в., когда в Потешном дворце, расположенном рядом с башней, жил комендант Москвы. По своей архитектуре Комендантская башня напоминает соседнюю с ней Оружейную башню. Высоким каменным шатром она была увенчана в конце XVII в., как и многие башни Кремля.
Высота башни — 41,25 м.

Оружейная башня
На север от Боровицкой башни, на пригорке возвышается стройная Оружейная башня. Своё название башня получила в прошлом столетии от здания Оружейной палаты, построенного в Кремле в 1851 г. рядом с башней. До этого она называлась Конюшенной, так как за ней в Кремле находился царский Конюшенный двор.
Высота башни — 32,65 м.

Архитектурно-исторические памятники Кремля

Соборная площадь
Соборная площадь Кремля — одна из древнейших в Москве. Возникновение её относят к началу XIV в. На ней возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие памятники древнерусской архитектуры.
Соборная площадь издревле была главной площадью Кремля. С ней связано много исторических событий в жизни Русского государства.
В старину на площади происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров, обычно сопровождавшиеся пышными воинскими эскортами. Здесь проходили похоронные процессии в Архангельский собор — усыпальницу московских великих князей и царей и в Успенский собор — место погребения московских митрополитов и патриархов. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты происходили встречи иностранных послов.

Успенский собор был главным храмом древней Руси

Успенский собор
Северную сторону Соборной площади украшает один из красивейших белокаменных храмов Москвы и Кремля — Успенский собор.
Сооружение его относится к периоду образования централизованного Русского государства, когда древняя Русь, освободившись от татаро-монгольского ига, вышла на широкую дорогу международных сношений. Экономический и политический подъём страны в конце XV в. дал возможность приступить к большим строительным работам в Кремле и создать замечательные архитектурные сооружения.
Первым из них в Кремле был заложен Успенский собор на месте древнего храма 1326 г., который к этому времени пришёл в ветхое состояние. Образцом для первопрестольного храма Москвы послужил древний Успенский собор города Владимира. Вследствие этого в Успенском соборе Московского Кремля ярко отразились мотивы владимиро-суздальского зодчества.

В середине XV в. Успенский храм перестроил Аристотель Фиораванти

Стены собора сложены из белого тёсаного камня, а своды и основания глав — из кирпича. С наружной стороны стены расчленены лопатками и завершаются закомарами (полукруглыми завершениями в верхней части стены, соответствующие форме внутреннего свода). Пять золочёных глав завершают собор.
Если каменные храмы XIV в. в Москве были небольшие и тесные, то Успенский собор представляет собой просторный, высокий и светлый зал с четырьмя круглыми и двумя квадратными столбами, которые поддерживают лёгкие своды. Своей величественностью и грандиозностью собор поражал современников.
«Была же та церковь, — говорится в Никоновской летописи, — весьма удивительна величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством; таковой же прежде не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви».
Вскоре после сооружения собор был расписан. Главными мастерами по росписи были Иван и Борис Паисеины, Бажен Савин, Сидор Поспеев и другие. Древняя живопись выполнялась красками, изготовленными из местных цветных глин и различных минералов. Их разводили на воде и в качестве связующих элементов добавляли желток яйца, растительный клей и другие материалы. В росписи собора есть два вида живописи — фресковая и темперная. В первом случае краску наносили прямо на сырую штукатурку, во втором — на сухую. В течение XVIII — XIX вв. живопись Успенского собора три раза обновлялась масляными красками. В начале XX в. стенопись частично расчистили. На южной стене, двух столбах и в ряде других мест была открыта древняя живопись.

У себя на родине, в Болонье, Фиораванти называли «удивительным гением», а его творения «невероятными»

Центральная часть Успенского собора отделяется от алтаря пятиярусным иконостасом высотой около 16 м, покрытым в конце XIX в. чеканным позолоченным серебром. В иконостасе размещены прекрасные произведения древнерусской живописи.
Для большего воздействия на народные массы русские церкви обильно украшались всевозможными предметами декоративно-прикладного искусства — художественным шитьём, резьбой по дереву и кости, чеканкой по золоту и серебру и литьём из металла.
Интереснейшим памятником прикладного искусства древней Руси являются южные двери собора. Они покрыты медными листами, на которых по чёрному лаку написаны золотом двадцать изображений на библейские темы.
При нашествии Наполеона на Москву собор был разграблен французскими войсками и превращён в конюшню, а многие иконы древнего письма использовались вместо дров. Из собора было вывезено много драгоценных изделий, в том числе золотых — 18 пудов (288 кг) и серебряных — 325 пудов (более 5 т). Успенский собор был главным храмом древней Руси, отражавшим мощь и величие централизованного Русского государства. Здесь совершались многие торжественные церемонии, оглашались государственные акты.

Жалованье именитого зодчего составляло огромные деньги — 10 руб. в месяц

Так, например, во второй половине XV в. в Успенском соборе был совершён акт большой государственной важности. Здесь великий князь Иван Васильевич III, выражая волю всего русского народа, разорвал ханскую грамоту, чем подчеркнул силу и самостоятельность Русского централизованного государства, показал его независимость от ханов Золотой орды.
В соборе приносились присяги, венчались на царство русские цари и короновались императоры. Здесь Иван IV первый получил титул русского царя. Кроме того, Успенский собор был усыпальницей московских митрополитов и патриархов.
Прекрасные архитектурные пропорции, красота древней живописи, искуснейшее литьё и резьба, золочёные и серебряные оклады икон, многочисленные люстры — всё это придаёт Успенскому собору особую нарядность и торжественность.

Церковь Ризоположения
С западной стороны Успенского собора расположена небольшая одноглавая церковь Ризоположения, построенная псковскими мастерами в конце XV в.
Она сооружена на месте более ранней церкви Ризоположения, возведённой в 1451 г. митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ царевича Мазовша, которые осадили Москву в ночь на 2 июля 1451 г. Из-за внутриполитической борьбы татары были вынуждены бросить всё награбленное добро и поспешно отступить. Это произошло в церковный праздник положения ризы. Духовенство не преминуло этим воспользоваться и придало событию религиозный характер, ознаменовав его возведением церкви Ризоположения.
Церковь имеет три входаюжный, западный и северный. Внутри церкви стены, своды и столбы украшены многокрасочной росписью. Она выполнена в 1644 г. царскими изографами — Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, участвовавшими в росписи Успенского собора. По своему стилю стенопись церкви Ризоположения близка к росписи Успенского собора.
На сегодняшний день в её интерьерах развёрнута экспозиция памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVII в.

Благовещенский собор
В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского собора, рядом с большим Кремлёвским дворцом расположен Благовещенский собор.
Первый каменный храм Благовещения был построен при сыне Дмитрия Донского, великом князе Василии, в 1397 — 1416 гг. В 1405 г. его расписали знаменитые художники того времени — Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв.
В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в 1562 —1564 гг. с надстройкой двух глав с западной стороны.
Благовещенский собор выстроен в традициях раннемосковского зодчества, однако в его облике слились воедино черты, характерные для различных строительных школ древней Руси. Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. Красновато-коричневый тон пола хорошо гармонирует с древней многокрасочной росписью стен, которая представляет большую художественную ценность.
В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.
В настоящее время в южной галерее развёрнута экспозиция памятников древнерусской живописи XII — XVII вв.

Архангельский собор
Архангельский собор замыкает ансамбль кремлёвских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный его фасады обращены на Древнюю Соборную площадь, южный — на Москву-реку.
Существующий Архангельский собор построен в 1505 — 1509 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка собора началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооружённый ещё Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного голода.
Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белой жестью. Сейчас все купола окрашены серебристой краской. Внутри центрального купола, сделанного из металла в XIX в., сохраняется первоначальный каменный купол XVI в.
Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Многие ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.
Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в. Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.
Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для Древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента. На юго-западном столбе собора изображён Александр Невскийгерой Ледового побоища (1242 г.), на северо-западном — его сын Даниил Александрович, при котором сложилось Московское княжество. На южной стене помещены изображения Московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.
Архангельский собор ещё со времени Ивана Калиты были усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от чёрной оспы в 1730 г. всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями, выполненными древнерусской вязью, и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г. в соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III, Иван Грозный и его сыновья, и другие деятели русской истории.
В наше время собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

Колокольня Ивана Великого и Звонница
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из величайших сооружений мировой архитектуры XVI в. — колокольня Ивана Великого. Своим величием она как бы олицетворяла мощь централизованного Русского государства.
Устремлённый ввысь белоснежный столп колокольни является композиционной осью всего кремлёвского ансамбля. Он объединяет все здания Кремля, разные по времени и стилю, в единый архитектурный комплекс, равного которому не знает мировое зодчество.
Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, приводится дата отливки, вес, фамилия автора.
Колокольня в своё время была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась не только Москва, но и её окрестности в радиусе до 30 км.
В центре звонницы помещается самый большой колокол весом 4 тысячи пудов, отлитый мастерами Завьяловым и Русиновым в XIX в. Другой колокол весом 2000 пудов отлит Андреем Чоховым в 1622 г. В Филаретовской пристройке висит колокол весом 798 пудов, отлитый в XVIII в. Иваном Моториным. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице сохранился 21колокол.
Площадь, расположенная к востоку от колокольни, именовалась в старину Ивановской. Здесь наказывали за всякие проступки, находились судный и казённый приказы, с крылец которых подьячие объявляли о наказании батогами виновных и громко оглашали царские указы. Отсюда и пошла поговорка «Кричать во всю Ивановскую».

Собор «Двенадцать апостолов» и Патриаршие палаты
С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви«Двенадцати апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую или Мироварную палату, личные покои патриарха и монашеские кельи.
Четырёхэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества.

Мироваренная палата была единственным местом на Руси, где варили миро

Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал, площадью м2, перекрытый одним сомкнутым сводом. Приёмный зал патриарха имел такое же важное значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды.
В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе «Двенадцать апостолов» открыт музей прикладного искусства и быта XVII в. В нём собраны самые разнообразные предметы — посуда, оружие, ткани, шитьё, книги, украшения и др., созданные трудом русских и иностранных мастеров, вложивших в свои изделия богатую творческую фантазию.

Потешный дворец
У древней кремлёвской стены между Комендантской и Троицкой башнями расположен так называемый Потешный дворец. Он построен в 1652 г. как жилой дом для боярина И. Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича. После смерти Милославского дворец перешёл в казну, а в 1679 г. его переделали под театр. В нём устраивались различного рода «потехи» — увеселения для царской семьи. С этого времени дворец называется Потешным.
В XIX в. дворец был перестроен и стал использоваться как жилое здание. Со стороны кремлёвской стены к нему пристроили балкон на кубышкообразных столбах, а с улицы — великолепный резной белокаменный портал с полуколоннами и фронтоном. Его перенесли сюда с разобранного крыльца дворового фасада. В последующее время к дворцу с боковых сторон были пристроены новые жилые здания.
Всё это значительно изменило вид Потешного дворца. Однако основная часть его сохранилась до наших дней и представляет собой интересный памятник русского гражданского зодчества второй половины XVII в. На фасадах дворца выделяются нарядные резные декоративные наличники окон, выполненные из белого камня. Верхний ярус имеет вид терема. В старину в нём помещалась домовая церковь, алтарь которой покоится на выносных византийских арках. Над трапезной церкви сохранилась башенка на четырёх столбах, которая в своё время использовалась как колокольня и дозорная вышка.
В XIX в. в Потешном дворце одно время жил комендант Москвы. То отразилось в названии рядом стоящеё с ним кремлёвской башни.

Арсенал
В северо-западной части Кремля между Троицкой и Никольской башнями расположено огромное здание Арсенала с обширным внутренним двором. Архитектура Арсенала отличается монументальностью и простотой.
Арсенал был заложен по распоряжению Петра I на месте бывших Житных дворов, сгоревших в большой московский пожар 1701 г. здание предназначалось для склада всевозможного военного оружия и снаряжения, а, кроме того, должно было стать музеем. Для этого был издан специальный указ о сборе медных и железных пушек и всяких воинских знаков.
Простота и благородство, строгость и выразительность архитектурного облика Арсенала очень хорошо сочетаются с древними кремлёвскими стенами и башнями.
Здание Арсенала состоит из двух этажей и завершается мощным карнизом с резным белокаменным фризом. Высота здания — 20 м. в облике Арсенала черты архитектуры петровского времени сочетаются с нарядными формами барокко 30—х годов XIX в.
В середине XIX в. в Арсенале предполагалось организовать музей Отечественной войны 1812 г. В связи с этим стены здания были украшены лепными военными атрибутами. Вдоль юго-восточного фасада было выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона. Однако музей в Арсенале устроен не был, а пушки можно видеть до сих пор.

Грановитая палата
На западной стороне Соборной площади расположена Грановитая палата, примыкающая одной своей стороной к Большому Кремлёвскому дворцу.
Грановитая палата является одним из древнейших гражданских сооружений не только Кремля, но и Москвы. Палата построена в 1487 — 1491 гг. русскими мастерами под руководством архитектора Марко Руффо и Петра Антонио Солярио.
Это высокое двухэтажное, почти квадратное в плане здание. В первом этаже размещены хозяйственные помещения, а второй представляет собой огромный квадратный зал площадью 495 кв. м, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 м освещается через 18 окон, расположенных с трёх сторон.
Грановитая палата — свидетель многих исторических событий в жизни русского народа. Она предназначалась для торжественных церемоний. В ней принимались иностранные послы, заседали земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решён вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, например, Иван IV праздновал в Грановитой палате взятие Казани в 1552 г., а Пётр I отмечал в 1709 г. Полтавскую победу.
По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать в палате на торжественных церемониях. Поэтому царевны и царицы находились в особой комнате, называемой тайником, и через специальное решетчатое окошко наблюдали за всеми событиями, происходившими в палате.
Своё название Грановитая палата получила от гранёного белого камня, которым облицован её фасад, выходящий на Соборную площадь. В 1954 г. фасад палаты был очищен от поздней окраски и приобрёл свой первоначальный вид. В 1968 г. в Грановитой палате была восстановлена древняя позолоченная резьба на центральном белокаменном столбе.

Кремлёвский дворец съездов

По размерам и техническому оснащению Кремлёвский дворец превосходит все зрительные залы Европы

Кремлёвский дворец съездов — выдающееся произведение советской архитектуры, в котором отражено величие нашей и последние достижения науки и техники. Его открытие состоялось 17 октября 1961 г.
Фасады здания состоят из стройных беломраморных пилонов с застеклёнными между ними витражами. Это придаёт монументальному сооружению дворца впечатление лёгкости и торжественности.
Главный вход во дворец — со стороны Арсенала.
Зрительный зал дворца рассчитан на 6 тыс. зрителей. По своим размерам и техническому оснащению он превосходит все зрительные залы Европы. Банкетный зал высотой 7 м, расположенный над зрительным залом, вмещает 2500 человек. Подвесной потолок в нём поддерживается рядами боковых колонн, облицованных мрамором и чеканным анодированным алюминием. С трёх сторон зал окружает открытая терраса, с которой открывается красивый вид на Кремль и Москву.
Кремлёвский Дворец съездов — достойное сооружение нашей эпохи. Архитектура его современна, отличается выразительностью и строгостью форм. Это величественное здание, чрезвычайно сложное в архитектурном и инженерном отношении, было создано строителями в рекордно короткий срок — меньше чем за два года. Дворец гармонично вошёл в архитектурный ансамбль древнего Кремля.

Царь-пушка

Царь-пушка — самое большое по калибру орудие в мире

Одним из замечательных памятников древней артиллерии и литейного искусства русских мастеров XVI в. является Царь-пушка — самое большое по калибру орудие в мире.
Царь-пушка отлита Андреем Чоховым в 1586 г. в Москве, на Пушечном дворе.
Название пушки связано с изображением на её стволе царя Фёдора Ивановича, сына Ивана IV. Более достоверно, что название Царь-пушки происходит от её огромной величины. В своё время она была больше всех известных пушек в мире.
Длина пушки — 5,34 м; калибр — 890 мм; средняя толщина ствола — 15 см. пушка отлита из бронзы. Вес её — 40 т.
Царь-пушка — это шедевр русской тяжёлой крепостной артиллерии. Она ярко свидетельствует о высоких технических знаниях русских пушкарей XVI в. и большом мастерстве литейщиков, сумевших отлить самое большое артиллерийское орудие того времени.

Царь-колокол

Царь-колокол — самый большой колокол из всех существующих в мире

На каменном постаменте у колокольни Ивана Великого стоит Царь-колокол. Это самый большой колокол из всех существующих в мире (отсюда и название Царь-колокол). Он не имеет себе равных не только по весу, но и по художественному литью.
Вес колокола — более 12 тысяч пудов или 200 т. Осколок его весит 11,5 т. Высота колокола — 6,14 м, диаметр — 6,6 м. Состав сплава: меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, мышьяка и др. — 1,03 %,
Царь-колокол отлит в Кремле в 1733 — 1735 гг. русским мастером литейного дела Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Для отливки, кроме нового металла, был использован металл от старого разбитого колокола времён царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича.

«…ничего подобного этой редкости, великой удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет»

В страшный и опустошительный пожар Троицкий пожар 1737 г., когда сгорела почти вся Москва, и сильно пострадал Кремль, Царь-колокол, находившийся в отливочной яме, получил тяжёлое повреждение. На нём появилось много больших и малых долевых трещин, и откололся осколок весом 11,5 т. Причиной этого послужило, как полагают, быстрое и неравномерное охлаждение колокола при тушении горевших лесов и близко расположенных от него сараев
Вопрос о подъёме колокола из ямы ставился несколько раз, но осуществлено это было только в 1836 г., т. е. спустя почти 100 лет. Огромный колокол был поднят и установлен на каменный постамент по проекту архитектора А. Монферрана — строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге.
Поверхность колокола украшена тонким рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Иоанновны, а также пятью иконами и двумя надписями, излагающими историю его отливки. Внутри пьедестала сохраняется язык от неизвестного колокола.

Оружейная палата
Недалеко от Боровицких ворот расположено здание Государственной Оружейной палаты. Оно построено по проекту архитектора К. А. Тона в 1844 — 1851 гг.
Оружейная палата Московского Кремля является старейшим музеем нашей страны, сокровищницей уникальных памятников декоративного искусства и художественной культуры.
Возникновение Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей относится к XIV в. В «духовных грамотах» великих князей неоднократно упоминаются разнообразные ценные вещи — иконы, оружие, воинские доспехи и др., составлявшие основу княжеской казны. С течением времени многие из этих вещей становились символами политической власти, использовались при оформлении торжественных церемоний — обрядов венчания на царство, посольских встреч и торжественных выходов.
В первый период своего развития Оружейная палата была одновременно и хранилищем, и производственной мастерской, в которой изготовлялось боевое холодное и огнестрельное оружие и различного рода оборонительные доспехи для воинов.
Произведения прикладного и декоративного искусства в Оружейной палате экспонируются в девяти залах. Они включают собрание огнестрельного орудия и брони, золотые и серебряные изделия работы русских мастеров XII — XX вв., одежды и тканей XIV — XVII вв., посольские дары XVI — XVIII вв., коллекции государственных регалий, Конюшенную казну и кареты.
В залах выставки представлены отечественные алмазы и бриллианты, русские самоцветы, художественные изделия работы лучших советских ювелиров и уникальные коллекции золотых и платиновых самородков. Отдельную группу составляют бриллианты современной огранки работы мастеров Смоленской бриллиантовой фабрики.
Сейчас Оружейную палату посещают до 3 тысяч человек ежедневно. В книге впечатлений они оставляют волнующие записи, в которых восхищаются замечательным талантом народных умельцев, создавших прекрасные произведения искусства.

Красная площадь

Красная площадь была свидетелем значительных исторических событий. В 1917 г. древнее название Красная наполнилось новым смыслом, над площадью взвилось красное знамя Великой Октябрьской социалистической революции. Не раз выступал на этой площади В. И. Ленин. Грозной осенью 1941 г., когда гитлеровские полчища рвались к Москве, на Красной площади состоялся традиционный военный парад, посвящённый 24-й годовщине Октября. Прямо с площади воинские части уходили на защиту Москвы.
Красная площадь широко раскинулась у стен Кремля и неразрывно связана с его архитектурным ансамблем. Семь крепостных башен выстроились вдоль её западной стороны.

Мавзолей В. И. Ленина
В центре площади — величественный Мавзолей В. И. Ленина, где покоится тело основателя Коммунистической партии и Советского государства. Архитектор А. В. Щусев нашёл для Мавзолея простую и выразительную форму. Ступенчатый монумент, облицованный черно-красным гранитом, порфиром и чёрным лабрадором, словно воплотил в себе скорбь народа и могучую силу вечно живого ленинского учения. Первоначально, к 27 января 1924 г., был построен временный деревянный Мавзолей, весной того же года его заменили другим временным Мавзолеем, тоже из дерева. Современный каменный Мавзолей, ставший композиционным центром архитектурного ансамбля Красной площади, сооружён 1929 — 1930 гг. Каждый час под бой кремлёвских курантов у входа в Мавзолей сменяется почётный воинский караул. Нескончаемым потоком идут люди. За минувшие годы Мавзолей посетило более 80 млн. человек.

Революционный некрополь
За Мавзолеем вдоль кремлёвской стены расположен некрополь, где погребены лучшие сыны и дочери народа, выдающиеся деятели и самоотверженные борцы за дело трудящихся.
10 ноября 1917 г. здесь впервые прозвучал траурный марш над двумя братскими могилами, где были похоронены 238 красноармейцев и солдат, погибших в боях за власть Советов в Москве. 7 ноября 1918 г. В. И. Ленин открыл мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов». С тех пор у кремлёвской стены образовался Революционный некрополь, где хоронили героев Гражданской войны и выдающихся деятелей революции. В 1930 — 1950-е гг. отдельные и коллективные захоронения объединены двумя погребальными холмами и образованы две Братские могилы, окаймлённые серым гранитом, вдоль них проложена торжественная траурная аллея.

Покровский собор

Храм Василия Блаженного

В южной части Красной площади близ Спасских ворот поднимаются многоцветные главы удивительного творения древнерусского зодчества — Покровского собора (храма Василия Блаженного). Это памятник в честь победы русских войск над ордынцами в октябре 1552 г., когда была взята Казань, и осуществилось присоединение к Русскому государству Казанского ханства.
Строительство началось по указу Ивана Грозного в 1555 г. и было закончено в 1561 г. Летопись называет двух создателей уникального произведения — Посника и Барму. Здесь объединены в одно целое девять различных столпообразных церквей. В центре возносится к небу самый большой столп высотой 57 м. Вокруг него поставлены четыре более низких с луковичными куполами, а между ними ещё пониже — четыре другие главы. Все храмы покоятся на одном основании, на высоте второго этажа их обнимает и связывает галерея с переходами.
Собор поражает разнообразием архитектурных форм, богатством фантазии, ни одна из глав храма не повторяет другую. В ту пору, когда ещё не надстроили колокольню Ивана Великого в Кремле, собор был самым великим сооружением Москвы.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Перед собором находится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому — героям народно-освободительной борьбы с польско-литовскими интервентами в 1610 — 1612 гг. этот первый в Москве скульптурный монумент установлен в 1818 г. на собранные по подписке деньги. Он создан известным ваятелем И. П. Мартосом.

По близости мы видим невысокий круглый каменный помост — Лобное место, построенное в XVI в. Оно было трибуной, с которой провозглашались важнейшие правительственные акты. Вопреки распространённому мнению, на Лобном месте казни не производились, но земля вокруг него обильно полита кровью. На площади по указу Ивана Грозного рубили головы боярам, царь Пётр I казнил мятежных стрельцов, у ступеней Лобного места лежал труп царя-самозванца Лжедмитрия; здесь был четвертован вождь Крестьянской войны 1670 — 1671 гг. Степан Разин. Современный вид Лобное место получило в 1786 г., когда зодчий М. Ф. Казаков перестроил его и облицевал белым камнем, сохрани при этом первоначальную форму помоста.

ГУМ

Восточная сторона Красной площади на протяжении веков имела торговый характер. Первые каменные лавки были построены в 1590—х гг. на этом месте в 1893 г. сооружены Верхние торговые ряды, ныне Государственный универсальный магазин (ГУМ), по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Оформление его выдержано в стиле древнерусской архитектуры.

Исторический музей

Исторический музей

Ансамбль Красной площади с севера замыкает краснокирпичная громада стилизованного под XVII в. здания Государственного Исторического музея с узорчатым фасадом, нарядным крыльцом, многочисленными башенками и теремообразной крышей. Ранее на этом месте стояло здание Земского приказа (городского управления Москвы), в котором с 1755 по 1785 г. находился первый русский университет, основанный по инициативе М. В. Ломоносова.
Государственному Историческому музею более 100 лет. Рассказать обо всех сокровищах, которые демонстрируются в 48 залах этого крупнейшего национального хранилища, значило бы воспроизвести историю нашей страны от древнейших времён до сегодняшнего дня. В фондах музея 3 млн. 815 тыс. предметов и более 10 млн. документов.

Государственная Третьяковская картинная галерея

Основатель галереи П. М. Третьяков начал собирать произведения русских художников в 1856 г. и посвятил этому многие годы, а затем передал галерею в дар Москве. В ней тогда было 1200 картин, скульптурные и графические работы. После Великой Октябрьской социалистической революции в знак признания заслуг П. М. Третьякова за галереей сохранено название Третьяковской. За годы советской власти её фонды значительно пополнились и ныне превышают 57 тыс. произведений, среди них — творения древнерусского искусства, живопись, скульптура, рисунки, офорты, гравюры, изделия прикладного искусства.
В отделе советского многонационального искусства представлены лучшие работы мастеров живописи, скульптуры, графики. Советские художники создали волнующую художественную летопись великой социалистической эпохи, начиная с первых лет революции, правдиво и глубоко изображая жизнь советского народа.
Ежегодно Третьяковскую галерею посещают 1,7 млн. человек со всех концов нашей страны и из-за рубежа. Тесно стало здесь и зрителям, и картинам, часть замечательных произведений, не доступных зрителям, хранится в запасниках.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Его силуэт с 240—метровой увенчанной шпилем башней и распростёртыми в обе стороны 18— и 12—этажными крыльями стал украшением столицы.
Зелёный партер простирается от главного здания до откоса Воробьёвых гор, где расположена смотровая площадка, отделанная красным полированным гранитом. Ниже площадки на береговом склоне построен трамплин, где упражняются лыжники.
Со смотровой площадки виден главный корпус МГУ с величественной колоннадой входа и монументальной бронзовой композицией, символизирующей стремление к знаниям.
Строительство университетского комплекса на Воробьёвых горах началось в 1949 г. по проекту архитектора Л. В. Руднева, С. Е. Чернышева, П. В. Абросимова, А. Ф. Хрякова, главного конструктора В. Н. Насонова. 1 сентября 1953 г. в его аудитории вошли первые студенты.
В многочисленных корпусах университета более 50 тыс. различных помещений, в том числе свыше 1000 учебных и научных лабораторий, около 200 больших аудиторий, три музея, библиотека с несколькими читальными залами, Дом культуры со зрительным залом, актовый зал на 1500 мест, административные помещения факультетов и кафедр, 6200 жилых комнат в студенческих общежитиях, 168 квартир для преподавателей.
Другой фасад высотного здания МГУ обращён в сторону Ломоносовского проспекта. Перед ним в центре обширного сквера с фонтанами воздвигнут памятник создателю университета, первому русскому академику М. В. Ломоносову.
В парковой зоне МГУ поднимаются над проспектом Вернадского четыре вращающихся купола, здесь находится учебно-астрономическая обсерватория и метеорологическая станция МГУ, а также Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга.
Ближе к Мичуринскому проспекту разбит Ботанический сад университета площадью 47 га с обширной дендрологической коллекцией, оранжереями, розарием.
МГУ сегодня — это 28 тыс. студентов, более 70 национальностей, свыше 4 тыс. аспирантов, в том числе около 2 тыс. иностранных студентов, аспирантов, стажёров из 79 стран мира. МГУ сегодня — это 16 факультетов, 275 кафедр, 360 лабораторий, 163 учебных кабинета, 11 учебно-научных станций, 4 научно-исследовательских института, 4 астрономические обсерватории, музей земледелия, музей антропологии, зоологический музей.

Сказочный город

Музей ВОВ

Все в городе создает неповторимую атмосферу. Москва известна Всесоюзной библиотекой имени В. И. Ленина и другими знаменитыми библиотеками, музеями, Большим театром оперы и балета, Художественным и Малым драматическими театрами, консерваторией, киностудией «Мосфильм» и десятками других театров, концертных залов. Интересно посетить Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Политенический, Зоологический, Геологический, Антропологии, Великой Отечественной войны и многие другие. В Москве есть музей В. В. Маяковского, А. Н. Островского, Н. К. Рериха, Л. Н. Толстого.

Много в Москве парков — Сокольники, Серебряный бор, Измайловский. Очень хорош Парк культуры и отдыха имени Горького в долине Москвы-реки, переходяший затем в зеленую зону Ленинских гор.

И, конечно, же нельзя не упомянуть об ослепительных подземных дворцах столицы — метро. 15 мая 1935 года в семь часов утра, Московский метрополитен открыл свою первую линию протяженностью в 11 километров. Четырехвагонные поезда обслуживали 13 станций и провозили за день около 200 000 пассажиров. Для москвичей и гостей из других стран это было настоящим событием. Такое новое, такое необычное метро! С вечера люди стояли в очереди, чтобы оказаться среди его первых пассажиров. И не мудрено, ведь было на что посмотреть. Да и сейчас есть.

«…было такое чувство, что я попал в концертный зал с красивыми канделябрами»

Московское метро по праву считается одним из самых красивых в мире, его великолепные станции с замысловатой сетью путей, проводов, труб и кабелей представляет собой поистине захватывающее сочетание лучших творческих усилий и инженерной изобретательности. Это не просто станции, а скорее архитектурные шедевры неподражаемого изящества и очарования, со вкусом отделанные мрамором, гранитом, металлом и кафелем, выгодно подчеркнутые освещением новейшего дизайна, украшенные скульптурой, мозаикой, лепкой, витражными рисунками, витражным стеклом и рельефными работами. В его проектировании и оформлении участвовали лучшие архитекторы и художники, а также скульпторы страны.



© BigCountry, 2008–2018