БОЛЬШАЯ СТРАНА  

Резка гибка металла спб.

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Центральный ФО >>> Владимирская обл.
 

Корень России

Киев, Владимир, Москва… Эти три имени символизируют важнейшие этапы средневековой истории русского народа. В XII столетии, в пору феодальной раздробленности Руси, на северной окраине Киевской державы поднимается новый центр русской культуры и государственности — город Владимир, младший в семье старых городов северо-востока: боярского Ростова и Суздаля. Но в лоне Владимирской земли еще в XII веке зарождается тогда малозаметная точка — город Москва, ставший через два столетия сердцем «собрания» и возрождения Руси и борьбы русского народа с монгольской неволей, средоточием и организатором подъема русской культуры и столицей Русского централизованного государства. Как Владимир питался культурным наследием Киевской державы, так и Москва строила свою культуру на основе высоких традиций Владимирской Руси. Многовековая преемственность и целостность культуры русского народа, его огромный творческий труд запечатлены в драгоценных памятниках прошлого, которыми так богата Владимирская земля. Количество сосредоточенных на территории Владимирской области исторических достопримечательностей сопоставимо с Москвой и Санкт-Петербургом.

Владимирская область на большой карте занимает пространство, которое можно было бы закрыть пятирублевой монетой. И все же из этого пятачка земли, расположенного на пространстве междуречья Оки и Волги, из Владимиро-Суздальского, а потом Московского великого княжества выросло Московское государство, развернувшееся впоследствии в великую Российскую империю, протяжением своим превзошедшую все государства мира. Значит, это и есть корень России.

Жили здесь раньше некие племена финского корня: мурома, меря и весь. Да они исчезли совсем, но не без следа. До сих пор живут таинственные, нерасшифрованные никем названия рек, городов, озер и урочищ: Муром, Суздаль, Нерль, Пекша, Ворща, Колокша, Клязьма, Судогда, Гза, Теза, Нерехта, Суворощь, Санхар, Кщара, Исихра… Но вот появились славяне. Они рубили свои избы неподалеку от финских селищ и начинали мирно пахать поля. Довольно было земли, и никто не мешал друг другу. И вот уж в ряду с какой-нибудь Кидекшей появляются села Красное, Добрынское, Порецкое. По названиям можно узнавать, откуда шли славяне. Вон Лыбедь, вон Галич, вон Вышгород — все это киевские словечки. Говорит карта Владимирской области и о поэтичности народа, потому что черствый, сухой человек никогда не дал бы деревне такого названия, как Вишенки, Жары или, например, Венки.

Владимирская земля славится своими людьми: здесь родились, жили и творили многие замечательные люди, вписавшие яркие страницы в историю России, в частности Александр Невский, Андрей Рублев, Д. М. Пожарский, М. П. Лазарев, А. В. Суворов, Н. Г. Столетов, И. И. Левитан, А. И. Солженицын и многие другие.

Краса Владимирской земли

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. К югу за рекой простирается клязьминская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. Возникновение первоначального поселения людей на территории Владимира относится к глубокой древности. Археологические исследования показали, что на высоком юго-западном мысу городской горы около собора еще на рубеже нашей эры находился поселок, принадлежавший древнему местному финно-угорскому населению. Позднее, в X—XI веках, здесь появляются славянские выходцы из земель смоленских кривичей и новгородских словен. Вековая привязанность древнейших поселенцев к этому высокому мысу, определялась его естественной защищенностью и неприступностью, что было весьма существенно в пору разложения первобытно-общинного строя и становления классового феодального общества.

Владимирские проселки

Владимирская земля привлекает туристов, в том числе из многих зарубежных стран, в первую очередь своими историко-культурными объектами. Решением ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли» включены в состав Всемирного культурного наследия. К ним относятся: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Богородице-Рождественский собор и лестничная башня с переходом дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Рождественский собор, архиерейские палаты кремля, Спасо-Ефимиев и Покровский монастыри в Суздале. Туристов притягивают своей стариной и такие древние города Владимирской земли, как Муром, Гороховец, Юрьев-Польский, Александров.
Юрьев-Польский — городок деревянный, тихий, над домами трубы дымят. Через город река течет, и так она до краев полна, вот-вот выплеснется. И вся-то река прямо в центре города кувшинками заросла. Горят они, желтые, на тихой утренней воде. По-над водой мостки тесовые там и тут. А вокруг петухи орут. Юрьев-Польский — Русь крестьянская.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Государственный объединенный Владимиро-Суздальский музей-заповедник имеет международную известность. Музей был создан в губернском Владимире в 1854 году «по заключению» губернского статистического комитета. Сейчас это один из крупнейших музеев страны. В фондах музея около 400 тыс. предметов, отражающих историю и природу Владимирского края с древнейших времен и до наших дней. В состав музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры в городах Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном, в поселке Боголюбово и селе Кидекша. Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII—XIII веков.
Владимирская область, имеющая богатейшую историю, и сегодня остается краем-музеем. 3 600 объектов культурного наследия находится на территории региона. В основном это памятники древнерусского искусства и зодчества. Владимиро-Суздальский музей-заповедник — ядро туристического «Золотого кольца России», чьи уникальные памятники в 1993 году были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Народные праздники

А какие необыкновенные праздники отмечаются на Владимирской земле! И «Праздник Огурца», и «Русская сказка», и «Русальная неделя» и даже «Гусиные бои»! Они проводятся в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта города Суздаля в самом начале весны. Гусиные бои — не прихоть человека, это зов природы, весны, жизни… На празднике, помимо захватывающего (но отнюдь не кровавого!) зрелища, зрителей ждет масса развлечений: перед ними выступают скоморохи, фольклорные коллективы, а для детей организуется кукольное представление про гусей. Можно поучаствовать в хороводах, плясках, играх и конкурсах, а также полакомиться блюдами из гусятины, отведать бубликов, баранок, пирогов, попробовать сбитень и медовуху.

Сказочная страна

Во Владимирской области много живописных ландшафтов. Чего стоит один контраст сельскохозяйственного Ополья и лесной Мещеры. Летом на берегах рек и озер много отдыхающих и рыбаков. Леса и болота притягивают охотников, грибников, ягодников.

Национальный парк Мещера — сказочная страна лесов и болот, тихих рек и многочисленных озер — испокон веков считалась краем заповедным, дремучим, таинственным. Сказители населяли Мещеру лешими, водяными, русалками. Неподалеку, на старинном Муромском тракте, промышлял, согласно преданиям, и Соловей-разбойник. Завораживала Мещера многих художников, поэтов, писателей, музыкантов. Неброские владимирские пейзажи вдохновляли Сергея Есенина, Константина Паустовского, Федора Шаляпина. Природа и люди Мещеры запечатлены на картинах Абрама Архипова и гравюрах Ивана Пожалостина.
Мещера — это низменная равнина, расположенная в пределах Московской, Владимирской и Рязанской областей, между реками Клязьмой, Окой, Судогой и Колпью. Мещерские леса находятся в переходной зоне между тайгой и широколиственными лесами. С этим связано необычайное изобилие видов растений, встречающихся в Мещере. Удивительное разнообразие растительных сообществ и ландшафтов создает здесь неповторимую мозаику. Величественные сосновые боры и торфяные болота, светлые дубравы и затопленные черноольшаники, «разбойничьи» глухие чащи и пойменные луга, потаенные лесные озера, — все вобрала в себя природа Мещеры. В этом краю обитает множество животных. Здесь можно встретить лисицу и лося, бобра и барсука, лесного хоря и куницу, многих водоплавающих и хищных птиц. Мещера обладает большой притягательной силой. Она скромна, как картины Левитана. Но в ней, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы… В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Национальный парк Мещера наглядно и полно представляет природу прекрасной Владимирской земли — края изумрудных озер и болот, тихих рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с неторопливыми лосями. Мещерский край красотою, спокойствием, поэтичностью издавна привлекал и вдохновлял людей различных слоев общества. В настоящее время здесь есть богатейшие возможности для экотуризма — можно и поохотиться и порыбачить, и походить на лыжах зимой, и поездить на велосипедах и внедорожниках летом.

Песенная земля

Старинные патефоны, граммофоны и радиоприемники — экспонаты единственного в своем роде «Музея песни» в Вязниках. Его жители считают свой город самым поющим в стране. «Эх, дороги…», «Три года ты мне снилась…», «Потому, потому, что мы пилоты…» — эти песни на стихи родившегося в Вязниках поэта Алексея Фатьянова, знает каждый. А сам вязниковский край иначе как «песенной землей» во Владимирской области не называют. Только в таком песенном городе и мог, наверное, появиться Музей песни. Его создавали почти забытым теперь методом народной стройки. Три года всем миром под музей восстанавливали дом, где раньше жила семья прославленного земляка Фатьянова. Так же собирали и экспонаты. Вязниковцы приносили сюда музыкальных «динозавров» — радиолы, проигрыватели, старинные радиоприемники. Удалось отыскать и совсем раритетные аппараты. «Прошлое — это не только архитектурные памятники, картины живописцев, фото— и кинохроника», — уверяют в Вязниках. «Песня — это тоже наша история, история в звуке».

Талантливые мастеровые

Мстерская миниатюра. Жители владимирской земли никогда не были обделены ни мастерством, ни талантом. Достаточно один раз увидеть миниатюрную живопись на лаковых изделиях мастеров села Мстеры. Этот народный промысел, сохранившийся до наших дней, возник и стал основным занятием мужского населения слободы Мстера в XVIII веке. Постепенно из небольших семейных производств выросли крупные мастерские с числом наемных художников до тридцати человек. Мстерские мастера ловко подстраиваются под новые веяния. Например, когда в начале правления Советской власти остро встал вопрос о поисках новых форм выражения, в 1923 году несколько мстерских иконописцев организовали «Артель древнерусской живописи«, попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий — солонок, тарелок, матрешек, коробочек и т.д. К 1930 году ими была освоена технология изготовления изделий из папье-маше. Покрытые черным лаком шкатулки, биссерницы, ларчики стали расписываться темперными красками, растертыми по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и кваса. В 1931 году в Мстере была образована артель миниатюрной живописи «Пролетарское искусство», изделия которой получили высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане, Париже и Нью-Йорке мстерские миниатюристы были удостоены золотых и серебряных медалей. В настоящее время центром промысла является фабрика, созданная в 1960 году на основе артели «Пролетарское искусство«. Мстерская миниатюра по-прежнему пользуется огромным спросом не только в России, но и за рубежом. И это объяснимо, ведь любое изделие, будь то шкатулка, ларец или брошь, — это настоящее произведение искусства.

Художники стекла и хрусталя. С XVIII века идёт слава о стекольных заводах, обосновавшихся в Мещёрском и Брянском полесьях. «Столицей» стекольного царства по праву считается город с необычным названием Гусь-Хрустальный. В этом названии слились воедино имя реки на которой вырос город, и традиционное занятие многих поколений населения этих мест. Руками волшебников Гусь-Хрустального создана огромная «коллекция« настоящих произведений искусства из хрусталя, широко известных не только в нашей стране, но и за рубежом. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров. В музее хрусталя выставлена богатая коллекция (около двух тысяч экспонатов) образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла.

Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. Когда ветер — леса шумят. Гул идет по вершинам, как волны. А рек на Владимирской земле множество. И не подозревают владимирские странницы, что без них и им подобных небольших рек не было бы Великой Волги. На Владимирской земле, как сотни лет назад, над ними поют малиновки, зависают синие стрекозы, на отмелях греются стайки полупрозрачных мальков, в песчаных откосах гнездятся юркие стрижи. По склонам оврага цветет красными шапками дикий клевер, алеют гвоздички, желтеют лютики. Пушинки одуванчиков невесомо опускаются на хрустальную воду. Только так, среди травы, цветов и пшеницы, и могли начаться владимирские реки. Земля Владимирская — удивительный древний край, неповторимый облик которого многие века поражает своей красотой и величием.

© BigCountry, 2008–2024