БОЛЬШАЯ СТРАНА  

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

Приволжский ФО >>> респ. Марий Эл
 
Республика Марий Эл не велика ни по территории, ни по населению. Но в марийской народной песне поется: «Марийский край — прекрасный край!» И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле Онара. Онар — добрый исполин, неутомимый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен над народом.

******

Республика Марий Эл с центром Йошкар-Ола расположена в центре Европейской части России, в среднем течении Волги. Если взглянуть на карту России Марий Эл граничит с Нижегородской и Кировской областями, с республиками Татарстан и Чувашия.
Почти вся территория республики покрыта лесами: сосновыми, елово-пихтовыми и смешанными. Большая часть территории — заболоченная низменность, на востоке — холмы Вятского Увала.
Основные рекиВолга и ее левые притоки: Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Илеть; северо-восток области относится к бассейну Вятки.

История марийского края

Марийцы — единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство
В течение длительного периода эта территория была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому марийцы попадали в зависимость то от Хазарского Каганата, то от Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству и с этого времени судьба народа мари тесно переплелась с историей России. Марийцы — единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство. Многие марийцы молятся в священных рощах, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины.

На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до Р.Х. Так как письменности черемисы (современное название — мари) не имели до новейшего времени, то все сведения об истории Средней Волги связаны с русскими источниками. Черемисы впервые достоверно упоминаются в Х веке в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана, и была в 1236 году уничтожена наступившими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой мари, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.

С IX века мари также входят в контакт с продвигавшимися на восток славянами Киевской Руси, заселившими на земле западных мари города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Постепенно западные мари по принятии христианства ославяниваются, нежелающие принимать христианство — бегут на восток, вглубь марийского края. В средние века обычным делом становятся русско-татарские столкновения на марийских землях (при этом мари выступают на стороне татар). До поры до времени татары и мари одерживают верх, но потом Иван Грозный начинает войну: в 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попадают под контроль Москвы, а в 1552 году царские войска берут Казань, и луговые мари начинают платить Москве дань. Затем начинается планомерная колонизация: так, в 1555 году основаны Чебоксары, в 1583 — Козьмодемьянск, в 1584 — Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола.

Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1792 году
Несмотря на проводимую несколько веков насильственную христианизацию, существенная часть марийцев сохранила языческие дохристианские верования. Насильственная христианизация привела к тому, что мари уходили в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре I начинает что-то меняться: мари призываются в армию, начинается научное исследование территории, составляются первые письменные памятники марийского языка. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1792 году. Марийский язык относится к волжско-финской группе финно-угорской семьи. Имеется письменность на основе кириллицы, выходят газеты.

Царев город на Кокшаге

    На земле не счесть городов больших.
    И за целый год не объехать их.
    Но в любом краю об одном всегда я пою:

    Йошкар-Ола, я вижу вновь
    Над весенней Кокшагой мосты.
    Йошкар-Ола, земля отцов,
    Навсегда у меня в сердце ты.

    И тебя вдали, добрый город мой,
    Вспоминаю я, словно дом родной.
    Пусть летят года, я твой верный сын навсегда!
    Л.Дербенев («Песня о Йошкар-Оле»)

Царев город на Кокшаге (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск) был основан в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Традиционно принято начинать описание истории города с первого письменного упоминания о нем. В жизни Йошкар-Олы такая дата — 1 ноября 1584 года. Впервые этот город был описан в «Экономических примечаниях Царевококшайского уезда»: «Оный город выстроен без проекта неправильною четырехугольною, продолговатою фигурой, имеющей в окружности четыре версты и сто сажен. В том городе две крепости, укрепленные в восточной стороне рекою, а в южной, западной и северной — земляным валом, в нем 5 каменных и 29 деревянных домов». Да, Царев город на Кокшаге первоначально представлял собой типичную для средневековья небольшую военную крепость, обнесенную валами и деревянными стенами. В башнях стены были проезды. Рядом со стенами с наружной стороны имелись рвы, обычно наполненные водой.

Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне. Основным занятием населения становится земледелие. В окрестностях города выращивался хмель, процветали пушной, лесной, и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, наблюдался бум каменного строительства. В городе стала проводиться Александро-Елизаветинская ярмарка. Тогда же в городе складываются купеческие династии. Город располагался по берегам двух небольших и соединенных между собой заросших озер, вернее, болот, которые со временем совсем исчезли, и на их месте возникла базарная площадь. Это — исторический центр города.

Йошкар-Ола включен в число исторических городов России
Название «Йошкар-Ола» в переводе с марийского означает «красный город». В 1990 году город был включен в число исторических городов России. До середины XVI века территория современной Йошкар–Олы входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства и была заселена коренными марийцами. В октябре 1552 года Иван Грозный разгромил Казанское ханство и присоединил эти земли к Московскому государству, однако местное население не захотело подчиняться новым порядкам московского правительства, и уже с весны 1553 года началось широкое национально-освободительное движение. Иван Грозный для подавления восстаний использовал свои московские войска, которые довольствовались лишь временными военно-ресурсными базами на этой территории. Но восстания не прекращались, и было решено ставить здесь «города-крепости» для усмирения мятежников. Именно этому событию и обязан своим рождением город Йошкар-Ола.

В городе шесть дворцов культуры, пять театров, 2 кинотеатра, 5 музеев, более 200 памятников истории и культуры
Сейчас Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл с современными жилыми домами и развитой инфраструктурой. Это центр культуры республики. В городе шесть дворцов культуры, пять театров, 2 кинотеатра, 5 музеев, из них наиболее крупные — Национальный музей им. Т. В. Евсеева, Музей изобразительных искусств, музей истории Йошкар-Олы и Национальная художественная галерея. В городе много парков, скверов, насчитывается более 200 памятников истории и культуры. Среди шедевров архитектуры, охраняемых государством, можно назвать Вознесенскую церковь (1756 г.), Дом Пчелина (середина XVIII в.), Дом Советов (1937 г.).
Город Йошкар-Ола не только почти со всех сторон окружен зелеными лесами, но и традиционно считается одним из самых «зеленых» городов России. Большой комплекс городских лесов дополняется водоохранными зонами рек, водоемов, лесозащитными полосами вдоль автомобильных и железных дорог. С 1939 года функционирует Ботанический сад Марийского государственного технического университета, являющийся федеральной особо охраняемой природной территорией.

Йошкар-Ола — один из старинных и красивых городов Среднего Поволжья. Судьба города богата историческими событиями. Он много пережил и в наши дни приобрел совершенно новый облик. Йошкар-Ола — город удивительной судьбы, где гармонично соседствуют старое и новое, остро ощущается время, идущее от прошлого к будущему.

    Люблю тебя, Йошкар-Ола.
    Ты хороша зимой и летом.
    Цветком ты красным расцвела
    И звонко я пою об этом.
    В. Зубарев.

Современный город Йошкар-Ола ничем не обделен — ни красотой, ни самобытностью. В нем уживаются и древность, и молодость, простота и величие. Неповторимы улицы города, его площади и бульвары. А река Малая Кокшага в зеленой оправе — подлинное украшение города. Главной улицей в Йошкар-Оле считается Проспект Ленина. Проспект прямо с железобетонного моста через реку, как бы открывает центр города. Улица Пушкина по праву считается улицей культуры. Визитной карточкой Йошкар-Олы как культурной столицы республики стала Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна. Глубоко символично, что главное книгохранилище Республики находится именно на улице Пушкина, носящей имя русского поэта, оказавшего громадное влияние на С. Г. Чавайна. А вот и бульвар Чавайна, носящий имя основоположника марийской литературы. Начиная с 1903 года Сергеем Григорьевичем Чавайном были созданы произведения, вошедшие в золотой фонд марийской литературы.

    Я сюда заглянул не случайно:
    Строки песен знакомых зовут…
    На широком бульваре Чавайна
    Даже осенью розы цветут.

    От Кокшаги до самого парка,
    Протянувшись дорожкой живой
    Полыхают, колышутся ярко
    И кивают они головой…
    А. Юзыкайн

Современная Йошкар-Ола — красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя.
    Много есть на земле городов,
    Но навеки ты сердцу мила,
    Разодетая в зелень садов,
    Дорогая Йошкар-Ола.
В городе над Кокшагой раскрыли могучие крылья для величественного взлета первый марийский композитор Иван Палантай, талантливый музыкант Павел Тойдемар, одаренные певцы Александр Янай, Вера Смирнова, Леонид Краснов, видные артисты Василий Яшков. Анастасия Тихонова, художник Валериан Васильев. Жизнь и творчество почти всех марийских писателей и поэтов тесно связаны с Йошкар-Олой. Здесь жили и творили зачинатели марийской литературы С. Г. Чавайн, Я. П. Майоров-Шкетан, Шабдар Осып, Олык Ипай, Никандр Лекайн, Александр Ток.

Искусство мари

История профессионального музыкального искусства у разных народов свидетельствует, что начальные шаги их развития во многом опирались на фольклорно-этнографическую основу (у марийцев, например, это творчество И. С. Палантая, Я. А. Эшпая). Произведения, созданные на такой основе и обогащенные, творчески переработанные, стали важной составной частью национальной культуры. Произведения, ограничившиеся пусть даже исключительно внешними фольклорными признаками, могут приобрести определенную межнациональную духовную значимость. Примером может служить произведение В. Куприянова «Шика-Вика», когда композитор, взяв незатейливую горномарийскую шуточную мелодию, создал на ее основе законченную музыкальную картинку, в этом же плане можно назвать «Праздничную» Ю. Евдокимова. Все они своими ритмическими темпами и коллективной формой исполнения отражают позитивное отношение народа к современной жизни.

Два национально-фольклорных коллектива Республики «Марий памаш» и «Марий эл» — крупные явления марийского национального искусства. Ансамбль «Марий эл» прославился танцами, в которых проявляется широкий поиск новых форм творческого выражения, не всегда строящихся на национально-фольклорном хореографическом материале. Ансамбль «Марий памаш», бережно сохраняя народную основу фольклорных произведений, обогащает их достижениями профессионального искусства, достижениями того же ансамбля «Марий эл». Редкое по красоте зрелище — концерт Государственного ансамбля танца «Марий эл». Волшебство танца вместе с великой музыкой способно преобразить пространство сцены в необыкновенный мир! Ансамбль был создан в 1939 году. Самобытность, яркая зрелищность программ, высокое мастерство и выразительность исполнения принесли ансамблю заслуженный успех не только в Марий Эл и России, но и во многих странах мира.

Активную концертную деятельность в республике и за ее пределами ведет созданный при музыкальном училище им. И. С. Палантая ансамбль народных инструментов «Марий кундем» («Марийский край»), руководителем которого до 2005 года был Станислав Элембаев. В репертуаре ансамбля: обработки народной песенной и танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов, авторские произведения С. Элембаева. Высокий профессионализм коллектива позволил ему дважды стать дипломатом Всероссийского конкурса, лауреатом государственной молодежной премии им. Олыка Ипая (1996), получить статус оркестра народных инструментов (1999).

Вместе с тем не забыты и традиции национального искусства — жанры хоровой музыки. До революции марийский край представлял собой отсталый уголок царской России. Профессиональное музыкальное искусство в республике Марий Эл отсутствовало. Но марийцам всегда была присуща тяга к музыке. Природная музыкальность проявлялась в конструировании простейших инструментов, которые лепили из глины, делали из камыша или дерева. Более сложные народные инструментыкусле, карш (гусли), шувыр (волынка), марла гармонь (гармошка) — звучали в быту и обрядовых церемониях, сопровождая пение народов Марий Эл. В марийских песнях — вся история марийского народа. Эти песни являются живыми документами исторической жизни мари, в них видны его страдания, борьба за независимость, его чаяния и вера в светлую будущность. Ладовой основой марийской музыки является пентатоника. Этот лад характерен для шотландской, китайской, японской, венгерской музыки. К пентатонной зоне в нашей стране относится искусство народов Поволжья (татары, чуваши, башкиры, удмурты, мордва), отчасти Сибирь (буряты). Пентатоника мари содержательна, глубока, прихотлива, она обладает, как всякая пентатоника, свойством мгновенной «узнаваемости» и, в то же время, она достаточно разнообразна, чтобы выразить любые эмоциональные состояния. Фольклорное наследие марийского народа заслуживает большого внимания. Его собирание и накопление очень ценно, так как фиксирует древнейшие темы устного творчества марийского народа, отражающие его неписанную историю.

Знаменитые земляки

Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в Козьмодемьянске. В 1975 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. Первоначально он обучался музыке под руководством отца — марийского композитора и фольклориста Якова Эшпая. В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, по классу фортепиано — у Владимира Софроницкого. По композиции совершенствовался там же в аспирантуре (руководитель Арам Хачатурян). Эшпай — автор многих симфоний и концертов, автор музыки к многочисленным театральным постановкам и кинофильмам, песен. Марийская народная музыка нашла отражение в «Симфонических танцах» на марийские темы (1951), первом концерте для скрипки с оркестром (1956), третьей симфонии с посвящением «Памяти моего отца» (1964), «Песнях горных и луговых мари» для симфонического оркестра (1983). Андрей Эшпай — лауреат Государственной премии СССР (1976), награжден орденами и медалями.

******

Детские и юношеские годы знаменитого поэта Николая Алексеевича Заболоцкого прошли в Сернуре, ныне райцентре Марий Эл, а тогда — селе Уржумского уезда Вятской губернии. Покинув Сернур в 1917 году, он с тех пор мог бывать здесь лишь в своих воспоминаниях и стихотворениях, где называл малую родину «государством ромашек». Первый раз его стихи перевели на марийский язык еще в 1934 году. Впоследствии марийские поэты и переводчики не раз обращались к творчеству своего земляка. Одно из впечатлений, составляющих исходный жизненный «фонд» его поэзии, — «и зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины…». А рядом другое: «…человеческая жизнь вокруг была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы — исконные жители этого края. Нищета, голод сживали их со свету…» В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. Кроме поэзии юное дарование интересовали история, химия, рисование.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пестрые книжные влияния. В то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой. В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, «объемистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу. Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—27 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осужден по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации. Опыт жертвы сталинских репрессий в мемуарах «История моего заключения» были опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 году, в России в 1988 году. Частичное представление о его лагерной жизни дает подготовленная им подборка «Сто писем 1938—1944 годов» — выдержки из писем к жене и детям. В 1946 году Николай Алексеевич был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице.

Исторические места

Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева является ведущим научно-методическим и информационным центром республики, располагает уникальными археологическими, историческими, этнографическими и естественно-научными коллекциями, ведет археологические и этнографические исследования на территории республики и за ее пределами. Музей активно сотрудничает с вузовской и академической наукой, имеет опыт проведения международных и региональных научно-практичеких конференций, семинаров и культурных акций.

В настоящее время в музее работают три постоянные экспозиции: «Удивительный мир животных. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл»; «Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари XIX-XX»; «Страницы истории марийского края». Экспозиции рассказывают об уникальной природе Республики Марий Эл, знакомят посетителей с животным и растительным миром края: обитателями лесов, открытых пространств, речных долин, животными, занесенными в Красную книгу. Также вниманию посетителей представлена информация об особо охраняемых территориях республики: Заповеднике «Большая Кокшага», Национальном парке «Марий Чодра», государственных заказниках и удивительных памятниках природы Марий Эл. Уникальная этнографическая экспозиция рассказывает об обрядах, традиционных занятиях мари, языческих религиозных верованиях. В экспозиции представлены окружающая среда и взаимоотношения человека с природой, постепенное освоение человеком жизненного пространства, мир, связанный с богами и религиозной жизнью, астральный культ народа мари.

В экспозиции «Страницы истории Марийского края» представлены подлинные вещественные и фотодокументальные материалы по важнейшим периодам истории Марийского края. Вниманию посетителей выставки представлен богатый археологический и палеонтологический материал: древнейшие орудия труда из камня, кости, бронзы, железа, древнее оружие, украшения, предметы быта, останки ископаемых животных — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, пещерных медведей, некогда обитавших на территории Марийского края. В зале средневековой истории можно ознакомиться с важным событием в истории народа мари — вхождением Марийского края в состав Русского государства, осмотреть средневековые предметы быта и вооружения, увидеть макет крепости Царевококшайск, с основания которой началась история столицы Республики. В экспозиции, посвященной дореволюционной истории посетители могут ознакомиться с жизнью представителей различных сословий, увидеть подлинные костюмы и предметы быта горожан и крестьян, купцов и интеллигенции. Быт богатой дворянской усадьбы показан в разделе «Замок Шереметьева».

Кирпичные стены… Готические башенки… Усадьбу Шереметевых в поселке Юрино из-за ее внешнего вида часто называют замком. Владельцами усадьбы были Василий Петрович и Ольга Дмитриевна Шереметевы. Ольга Шереметева была сестрой знаменитого генерала М. Д. Скобелева, который неоднократно бывал у них в гостях. Дворец по площади занимает более гектара, в нем почти сто комнат.

******

Если плыть по Волге, за Юрином по левому борту открывается широкий водный простор. Это место впадения в Волгу реки Ветлуги. Издавна эта река была одним из главных путей, по которому сплавляли лесные плоты из Заволжья. Торговля лесом служила источником дохода у жителей Козьмодемьянска, что раскинулся ниже по течению на правом берегу. Он основан Иваном Грозным в 1583 году как сторожевая крепость. Согласно преданию, царь остановился на этом месте в день памяти Козьмы и Дамиана. В XIX веке город был вторым после Архангельска центром лесоторговли в Российской империи. Козьмодемьянск, сохранивший дореволюционную планировку, можно назвать памятником под открытым небом. Считается, что Козьмодемьянск стал прототипом Васюков, описанных в романе «Двенадцать стульев».

На берегу затона реки Волги, в местечке Паратская дача Казанской губернии, 25 октября 1889 года был открыт лесопильный завод Козьмодемьянского купца В. И. Губина. В 1923 году заводу было присвоено название «Заря».

******

Бурное было время — 30—е годы! Много десятилетий пролетело, но и сегодня нельзя без волнения читать архивные документы, слушать рассказы старожилов как возводился город Волжск. Индустриализация ускоряла шаг: развивались энергетика и машиностроение, средства связи и приборостроение — они нуждались в большом количестве бумаги — кабельной, телефонной, пропиточной и т.д. Этих видов бумаги в стране было мало. Поэтому идея о строительстве в Марийской автономной области бумажного предприятия была поддержана. К началу 1935 года был построен поселок из деревянных 12—квартирных жилых домов и общежитий, столовая на 600 человек, пекарня, магазин. С организацией отдела рабочего снабжения улучшилось обеспечение строителей продовольствием и промышленными товарами. Но рабочих рук постоянно не хватало, и практически отсутствовали землеройные и грузоподъемные машины. Тысячи кубометров грунта выбирали лопатами, балки, плиты перекрытий на многометровые отметки поднимали с помощью простейших приспособлений. Ввод жилья не успевал за растущим коллективом строителей. Жилые дома и особенно бараки были перенаселены. Работая в таких тяжелых условиях, люди держали экзамен на стойкость. Многие не выдерживали такого физического напряжения, бытовой неустроенности и уходили. Не задерживались и те, которые приходили из-за денег. Не столько работали, сколько шныряли по стройке. Узнавали, где лучше платят, на чем больше заработать можно. Оставались те, кто имел твердый характер. Они и построили Марбумкомбинат и город Волжск. Здание краеведческого музея — одно из старейших в городе. В музее работают три отдела: «Отдел истории города Волжска и Волжского района»; «Отдел этнографии»; два выставочных зала, где демонстрируются выставки работ художников республики Марий Эл и ближайших республик, изделий прикладного творчества народных мастеров.

Лесные озера Марий Эл

Народным достоянием этого края являются озера. Провальные, междюнные, пойменные, они неизменно влекут к себе летней прохладой и чистейшей освежающей водой. Большинство провальных озер находится в нижнем течении реки Илеть: Яльчик, Глухое, Бездонное, Кичиер.
Самое глубокое карстовое озеро в Республике Марий ЭлЗрыв. Его глубина достигает 56 метров. Большинство провальных озер, находящихся в лесных массивах очень живописны. Из глубины карстового провала на вас смотрит Морской глаз — знаменитое местное озеро. Окрестили его так за правильную круглую форму и удивительный, изумрудный цвет воды. Такую окраску озеру придают зеленые водоросли.

Табашинское озеро — одно из уникальных и красивейших озер не только Республики Марий Эл, но и всего Среднего Поволжья. Максимальная глубина средней части достигает 55 м. Озеро проточное, имеет овальную форму. Вода в нем прозрачная, гидрокарбонатно-кальциево-магниевая, пресная, постоянно держится на одном уровне. В озере водятся щука, лещ, карась, линь, налим, плотва, уклейка. В 1974 году озеро было признано памятником природы. По преданию, двести — двести пятьдесят лет назад здесь были дремучие заболоченные леса, их прорезали только нитки большаков, соединявшие города Царевококшайск, Царевосанчурск и Яранск.

Еще одно прекрасное озеро — озеро Таир, находится в 42 км к югу от Йошкар-Олы и в 14 км к северу от села Кокшайск. Название озера произошло от марийского «Ото ер» («ото» — роща, «ер» — озеро). В середине озера есть небольшой остров, на котором растет роща.

Сероводородная иловая грязь, покрывающая дно озера, по свои целебным свойствам не уступает грязи одесских лиманов
Вообще, почти все озера в республике карстовые, а потому очень глубокие и чистые. Озеро Шунгалтан особенное. Находится оно у подножия Кленовой горы, со всех сторон окружено лесом, который как будто выходит на берег прямо из воды. Это озеро сероводородное. Слабый запах этого газа чувствуется, если плывешь по озеру или стоишь возле него. Озеро представляет собой овальную карстовую воронку размером 100х150 м и глубиной до 16 м, заполненную минерализованной водой сульфатно-кальциевого состава. Сероводородная иловая грязь, покрывающая дно озера, по свои целебным свойствам не уступает грязи одесских лиманов.

******

В каких-нибудь 50 метрах от озера протекает одна из самых чистых рек республики — Илеть. Это достаточно быстрая река, особенно в половодье. На ней живет и гнездится множество птиц. Если присмотреться, то проплывая на байдарке, можно под кустами у берега увидеть прячущихся уток с выводками утят, а перед носом байдарки постоянно перелетают с берега на берег кулики-перевозчики, и по берегу важно шагают красноносые кулики-сороки. Вода в реке очень холодная, ведь в нее впадает множество родников. Один из них — источник «Зеленый ключ». Это самый крупный минеральный источник, которых у подножия Кленовой горы более 20.

От источника можно подняться на саму Кленовую гору. Вы выйдете на старый Казанский тракт, по которому купцы везли товары в Казань. И прямо по этому тракту выйдете к очередному, и, пожалуй, самому известному памятнику природыДубу Пугачева. Когда войска Емельяна Пугачева были разбиты под Казанью, один из его отрядов останавливался под этим дубом, и именно с него, по преданию, Пугачев смотрел на зарево пожара Казани. А потом по тракту пошел дальше, где марийские крестьяне помогали ему переправиться через Волгу.

На берегах реки Илеть, при впадении в нее реки Юшут, находится группа родников, являющихся гидрогеологическим памятником природы федерального ранга. Выделяются три основные группы родников. На левом берегу, в 2-х км выше устья Юшута, расположен Зеленый ключ, вода которого выходит на поверхность в виде грифонов на протяжении 100 м вдоль берега. Состав воды — сульфатно-бикарбонатный кальциево-магниевый. На правом берегу также выходят родники из оолитовых известняков. В южной части поселка Красногорского выходит источник Атлашка с сульфатно-кальциевым составом воды, повышенным содержанием сероводорода. Здесь же, в районе Кленовой горы, есть много озер-стариц, на дне которых накапливается лечебная сероводородная грязь.

Марий Чодра — «Марийский лес»

    Весенний безоблачный день
    Умылся хрустальной росою.
    Взбодрилась туманная тень,
    Стянувшая лес пеленою.

    Налились румянцем поля
    За алой чертой горизонта
    И нежится в свете заря,
    А землю дурманит свобода.
    Гимадеева Розалина («Дурман свободы»)

Кто видел марийские леса и побывал в них, никогда их уже не забудет. Разве можно сравнить их с иссушающей жарой знойных пустынь, вечной сыростью непролазных тропиков или с бесконечной мерзлотой безмолвной Арктики? А как забыть пушистое и мягкое белое чудо, словно тайная завеса, покрывающее стыдливый хоровод берез? Ели, наискосок натянувшие снежные ушанки, по-молодецки выставив наружу свои зеленые чубы? А неотразимое очарование пробуждающегося леса?! Согретые весенним настроением наперегонки скачут солнечные зайчики. Им вслед подмигивают черным оком первые проталины. Дурманящий запах леса… Ты плывешь по цветному морю душистой поляны. Упадешь в него, и утонет взгляд в зеркале небесной глади. Ощущение силы, покоя и тишины проникает в тебя.

Марийские леса — это самый крупный лесной массив на Волге
Марийские леса… Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса — главное богатство Республики, содержащее огромные запасы древесины. Лес — это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений. Сплошным зеленым ковром лесов укрыт левый берег Волги. Эти края так и зовутся — Лесное Заволжье. Здесь, в марийской тайге расположился заповедник Большая Кокшага. Название заповеднику дала одна из чистейших рек европейской части России, левый приток Волги — Большая Кокшага. Заповедник представляет собой типичный участок Марийской низменности. Здесь нет крутых оврагов и высоких холмов, по заболоченным лесам пробираются к Кокшаге тихие бобровые ручьи. Заповедник сохраняет в неприкосновенности растительные сообщества: леса, болота, луга, которые являются местами обитания редких животных и произрастания многих редких и исчезающих видов растений.

В заповеднике растут венерин башмачок, надбородник безлистный, пальчатокоренник майский. Есть в заповеднике и птицы, занесенные в Красную книгу России. Это — змееяд, редкая и молчаливая птица, которая ловит исключительно змей, скрытный и осторожный черный аист. Гнездится скопа, весь образ жизни которой связан с водной стихией, останавливается на пролете крупный и красивый хищник — орлан-белохвост. Здесь охраняются и занесенная в Красную книгу России летучая мышь — гигантская вечерница, и обычные для окружающих лесов лось, кабан, волк, медведь, заяц. В заповеднике они чувствуют себя свободными.

В здешних лесах сохранились уникальные места, значение которых в охране природы переоценить невозможно. Одно из них — дубравы в пойме реки Большая Кокшага. В дубравах на Большой Кокшаге можно встретить и проросшие желуди, и молодые дубочки, и деревья среднего возраста. О таких дубравах говорят, что у них есть будущее. Заповедник «Большая Кокшага» — маленький островок нетронутой природы в Республике Марий Эл, ее гордость и богатство.

******

Национальный парк «Марий Чодра». «Марий чодра» в переводе с марийского означает «марийский лес». Лес здесь удивительный, прекрасный! Есть места, по праву называемые марийской тайгой, а есть даже марийская Швейцария. Тайга настоящая, с чащами, непролазными местами. Представьте себе неглубокую чистую речку среди густого непроходимого леса, над ней — самодельный бревенчатый мост, а под мостом в его тени стоят в ожидании добычи полуметровые, а то и метровые щуки. Создан парк был в 1985 году. Главное его богатство — лес. Здесь и сосновые боры, и широколиственные леса. И населены они богато: одних только млекопитающих 56 видов. Бурундуки и лоси, белки и медведи, зайцы и лисицы. Птиц можно встретить еще больше — 164 вида. Летом над вами может парить беркут, можно увидеть на высоких дубах гнездо змееяда или орлана-белохвоста, на берегу реки Илеть гнездится зимородок, а однажды весной прямо на поле, на небольшое озерцо, оставшееся от таяния снега приводнились более 10 пар лебедей. В одном из озер вновь обнаружена считавшаяся исчезнувшей выхухоль. Прижилась в парке и американская норка, на реках резвится ондатра.

Наивысшая абсолютная отметка паркавершина Кленовой горы (196 м). Своеобразие ландшафту придает активный карстовый процесс, следствием которого являются многочисленные воронки диаметром 50—60 м и провальные озера глубиной до 36 м. В старицах реки Илеть и озерах содержатся богатые запасы целебных минеральных грязей.

Наиболее распространенный тип леса в паркесосняк-беломошник. Флора парка насчитывает 1155 видов сосудистых растений и 109 видов грибов. Зарегистрировано 115 редких и исчезающих видов растений: лилия-саранка, ирис сибирский, астрагал солодколистный, пузырник ломкий, гроздовник полулунный и другие. Встречаются занесенные в Красную книгу РСФСР растения: ковыль перистый, венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, неоттианте клобучковая и 5 видов грибов. Здесь встречаются 159 видов наземных позвоночных, 48 из которых — редкие и исчезающие. На территории парка выделено 10 памятников природы. Среди них: водные озера Яльчик, Кичиер, Ергешьер, Шуть-ер, Куж-ер, Шунгалтан, Глухое, родник Зеленый ключ, Кленовая гора, Кленовогорская дубрава. Здесь находятся 2 памятника истории: Дуб Пуачева и Старая Казанская дорога и 30 памятников археологии (наиболее значительные из них — поселение Ошутьяльское из 14 жилищ приказанской культуры). В поселке Илеть создан музей парка.

******

Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы «Карманами». Одна из них — «Карман-Курык». Ее название также переводится как «крепость-гора». Карман-Курык расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального ранга. На крутых северных и восточных склонах горы выходят на поверхность отложения казанского яруса пермской системы. В обнажениях высотой более 30 м вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов с пропластками разноцветных гипсов, мергелей, глин и песчаников. Известняки содержат фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий, корненожек и др. На северном склоне видны сомкнувшиеся своды карстовой пещеры, вдоль подошвы горы прослеживается целый ряд карстовых воронок.
    Мой край — потерянная сказка,
    Мой край — укрытая мечта.
    И тот, кто сердце здесь оставил,
    Себя оставил навсегда.

    Укрыты тайной, околдованы,
    Зардели гордые леса.
    Безмолвны ели-великаны —
    Их кроны «держат» небеса.

    Листва пошепчется невнятно.
    Прольются трели не спеша —
    Душа мгновенно замирает —
    И им я внемлю чуть дыша.

    Поля, как в золоте пылают,
    Журчит янтарная река,
    И в даль забвения уносит
    Мои мечтания она.

    Одна ты, Родина, такая!
    Прекрасней не сыскать тебя!
    Люблю душой и воспеваю
    Тебя, марийская земля!
    Гимадеева Розалина («Мой край»)

Марийский край можно назвать гаванью тишины, царством грибов, ягод, птиц и зверей. Природа Марийской республики удивительна и напоминает альпийскую природу со множеством озер, рек и заповедных лесов. Марийцы отличаются особой приверженностью к природе, земле, что в существенной степени определяет их образ жизни. Сегодня более двух третей марийского населения республики — сельские жители. И это хорошо, поскольку сельский уклад жизни способствует сохранению национального облика народа. Народ мари, несмотря на все перипетии своей исторической судьбы, сохранил свою самобытность не только на уровне танца и песен, но и, что гораздо важнее на уровне глубинного понимания мироустройства.

Вся энергия и мысли большинства людей направлены на удовлетворение растущих материальных потребностей и символов социального престижа: успеть купить «лучшую» машину, «лучшую» квартиру, «лучшую» одежду и т.д.— это не может продолжаться бесконечно. И самое главное — не дает ни счастья, ни спокойствия, ни радости. А ведь самое большое благо для Мари — чувствовать, что Я — неотъемлемая часть Бога и ощущать единство с ним. Счастье возможно только в гармонии с Богом. Красной нитью проходит эта идея через всю культуру Мари — зодчество, одежду, обряды, музыку, целительство, кулинарию, охоту, земледелие. Марийцы, пожалуй, единственный европейский народ, который прошел все этапы развития цивилизации, не растеряв свою древнюю самобытность, мировоззрение, философию, язык, культуру.



© BigCountry, 2008–2024